Предмет, метод и задачи экономического анализа

Анализ и синтез (от греч. аnalуsis — разложение и sуnthesis — соединение) — две взаимосвязанные процедуры изучения объективной действительности, две стороны единого процесса познания. Собственно анализ предполагает разложение (воображаемое или реальное) объекта исследования на составляющие  элементы, изучение свойств каждого элемента в отдельности.

В процессе синтеза выявляется механизм взаимосвязи выделенных элементов (составляющих) объекта, их роль в функционировании объекта. Процедуры анализа и синтеза применяются при изучении любых явлений окружающей действительности как на бытовом или производственном уровне, так и в научно-исследовательской деятельности человека.

Их основное назначение — выявить закономерности поведения и движущие силы развития объекта (явления, процесса), представляющего для исследователя абстрактный познавательный или жизненно важный интерес. Трудно вообразить разумное существо, которое не  пыталось  бы  понять  объекты и явления среды обитания и не соизмеряло бы свои поступки с результатами этих попыток.

Комплексное исследование сущности любого объекта или явления предполагает наличие у исследователя современных знаний об их природе. В процессе исследования эти знания обновляются и приумножаются. Чем они полнее отражают сущность объекта исследования и чем выше степень проникновения в объективные законы природы, тем эффективнее результаты исследования.

Экономический анализ представляет собой исследование результатов хозяйственной деятельности организации в сфере производства, обращения и социального развития.

Предметом экономического анализа являются результаты хозяйственной деятельности конкретного хозяйствующего субъекта (организации, ее подразделений, объединения, отрасли), отраженные в системе экономической информации (плановой, нормативной, отчетной, результатах специальных обследований и других источниках сведений о хозяйственной деятельности анализируемого субъекта).

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) экономического анализа, как и других естественных и общественных наук, основывается на принципе материалистической диалектики.

Он предполагает исследование хозяйственной деятельности организации в развитии на основе моделирования экономических процессов, использования специальных приемов и способов для оценки причин их изменений.

Методической базой всех наук, в том числе и экономического анализа, является теория познания, утверждающая познаваемость мыслящим субъектом объективной действительности в ее развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных явлений.

Способность субъекта к мышлению — обязательное условие познания законов и закономерностей среды его обитания.  Мышление — творческий процесс отражения объективного мира — оперирует такими категориями, как понятия, суждение, умозаключение, теория, использует процедуры анализа и синтеза, методы индукции и дедукции.

Индукция (от лат. induktio — наведение) — тип умозаключения, обеспечивающий возможность перехода от единичных фактов к общим положениям. Дедукция (от лат. deduktio — выведение) тип умозаключения, позволяющий делать выводы о частном на основе знаний общих положений.

Индукция и дедукция — неразрывно связанные и обусловливающие друг друга методы диалектического познания действительности.

Абстрактное мышление способствует проникновению в сущность явлений, выделению движущих сил и закономерностей их развития.

С позиций материалистической диалектики объекты экономического анализа исследуются в динамике, взаимосвязи и причинной взаимообусловленности, исходя из основных принципов диалектики развития: единства и борьбы противоположностей, проявления необходимости и случайности, перерывов в постепенности развития, перехода количественных изменений в качественные и др.

Хозяйственная деятельность организации нацеливается на производство необходимого для общества продукта. Она складывается из множества повторяющихся операций-актов, в результате которых приобретаются необходимые материалы, энергоресурсы; изготавливается и продается продукция, работы, услуги. При этом используются живой труд, основные и оборотные средства.

Объектом экономического анализа может быть любая хозяйственная операция или их совокупность; виды деятельности организации; наличие и качество использования рабочей силы, средств труда, материальных, энергетических и финансовых ресурсов; процессы формирования себестоимости продукции, финансовых результатов; социальное развитие производственного коллектива и др. Выбор объекта определяется целями анализа.

Результаты хозяйственной деятельности организации зависят от системы взаимодействующих между собой причин-факторов, определяющих спрос на производимую продукцию, обеспеченность производства необходимыми материальными, трудовыми, энергетическими и финансовыми ресурсами; прогрессивность применяемых техники и технологии; параметры производимой продукции, природные условия и т.п.

Управление хозяйственной деятельностью организации и ее результатами заключается в целенаправленном воздействии на эти причины. Такая возможность основывается на знании механизма влияния отдельных причин-факторов на итоги хозяйствования.

Механизм взаимосвязи факторов, обусловливающих итоги хозяйственной деятельности организации, отражается в экономико-математических моделях исследуемого явления (процесса). Моделирование экономических явлений — важный этап исследования хозяйственной деятельности организации.

Разработка адекватных реальности моделей экономических процессов позволяет не только воспроизводить хозяйственные ситуации, сложившиеся в отчетном и предотчетном периодах, но и разрабатывать прогноз их

развития. Чем полнее модель отражает реальные связи и закономерности развития отдельных сторон анализируемого явления, тем выше возможности управления производством через систему инструментов планирования-бюджетирования, учета, анализа, экономического стимулирования, тем упорядоченнее будет круг информации, привлекаемой для управления производством.

Информация может быть представлена в виде отчетов, промежуточных данных статистического и бухгалтерского учета, результатов разовых наблюдений, обследований, или в виде электронных банков информации, формируемых в системе информационного обеспечения организации или отрасли.

Таким образом, при экономическом анализе изучаются хозяйственные процессы не непосредственно, а через их отражение в соответствующей системе информации. Это предопределяет особые требования к достоверности и полноте информационного обеспечения анализа, обоснованности методик построения используемых показателей.

Наличие информации обязательное, но не единственное условие обоснования управленческих решений. Они должны вырабатываться на основе тщательного исследования сложившихся хозяйственных ситуаций и оценки возможных вариантов их разрешения. В таких исследованиях велика роль грамотного экономического анализа.

Он позволяет диагностировать итоги хозяйствования и на этой основе разрабатывать стратегию и тактику развития организации, которые закладываются в производственные программы, бизнес-планы экономического и социального развития  коллектива.

Таким образом, эффективность управления организациями во многом зависит не только от полноты информационного обеспечения, но и от научной проработки процедур использования информационной базы для целей управления.

Как наука и учебная дисциплина экономический анализ выделился в середине XX века. Прошедший век ознаменовался зарождением многих новых наук, таких как биофизика, кибернетика, логистика и др. Новые знания зачастую возникали на стыке наук и отпочковывались в самостоятельные научные дисциплины.

До выделения анализа в самостоятельную учебную дисциплину отдельные его темы излагались в других экономических дисциплинах (экономика предприятий, бухгалтерский учет, статистика и др.). При этом терялся комплексный подход к изучению методики анализа.

Обособление экономического анализа как самостоятельной отрасли знаний было обусловлено, прежде всего, потребностями практики в системном исследовании хозяйственных процессов с целью их оптимизации и поиска резервов повышения эффективности производства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)