Правовые аспекты сайта

Что такое сайт? Это вроде бы понятно каждому, но сложно объяснимо. В рамках настоящей работы под сайтом понимается совокупность гипертекстовых документов (в виде html-страниц или хранящихся в базе данных), электронных произведений и программного обеспечения, необходимого для функционирования названных компонентов.

Как нетрудно убедиться, все составляющие сайта охраняются законодательством об интеллектуальной собственности, которое позволяет эффективно их защищать. Сам сайт в целом можно рассматривать по-разному, если брать его техническую составляющую, то как совокупность программ для ЭВМ или базу данных, а если делать акцент на информационной составляющей сайта, – то как СМИ, хотя, конечно, не каждый сайт попадает в эту категорию.

Является ли сайт совокупностью «программ для ЭВМ»? Пожалуй, да, поскольку каждый его компонент является программой для ЭВМ, иначе его существование в цифровой форме было бы невозможно. Является ли сайт в целом «базой данных»? Тоже да, поскольку по Закону «Об авторском праве и смежных нравах» база данных – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Именно такую систематизированную совокупность данных и представляет собой сайт. Более того, комплексное рассмотрение сайта как базы данных представляется наиболее верным с точки зрения действующего законодательства.

В тоже время к сайту применимо и законодательство о СМИ, поскольку если законодательство о программах для ЭВМ и БД регламентирует вопросы сайта как технологической формы, то законодательство о СМИ регулирует его содержание, но об этом чуть позже.

Редкий сайт создается сегодня усилиями одного лица, обычно этим занимается целая команда. Это могут быть сотрудники организации-заказчика, профессиональная дизайн-студия или группа энтузиастов. Во избежание возможных недоразумений все взаимоотношения как с командой, так и внутри нее предпочтительно построить на договорной основе, а каким образом, нужно определять по ситуации.

Поскольку сайт (как в целом, так и его компоненты) является объектом авторского права (электронным, цифровым произведением), то и взаимоотношения между разработчиками, а также вся их деятельность не должны противоречить законодательству об авторском праве и смежных правах: вопросы соавторства, служебного произведения, использование в составе сайта чужих разработок (текстовых, программных, музыкальных, графических, элементов дизайна и другие).

Применительно к договору заказчика с разработчиком (или разработчиками) можно дать лишь общие рекомендации. Прежде всего все имущественные права на созданный сайт и его компоненты должны переходить к заказчику по окончании работ. Кроме того, в договоре необходимо оговорить вопросы использования ранее созданных разработчиком (или третьими лицами) элементов, чтобы создание сайта носило оригинальный творческий характер.

Обязательность использования компонентов, свободных от прав третьих лиц, сведет к минимуму претензии в дальнейшем к владельцу сайта со стороны неизвестных ему людей. Необходимо в договоре также определить допустимость дальнейшего использования разработчиком созданных элементов для впоследствии разрабатываемых сайтов и их компонентов во избежание «легальною клонирования» различных фрагментов сайта, его дизайна.

Информационное наполнение сайта должно строиться на основе действующего законодательства об авторском праве и смежных правах, а также о СМИ и рекламе. Размещение на сайте рекламной информации (о владельце сайта или о других лицах) должно соответствовать действующему законодательству о рекламе с учетом его особенностей, предусмотренных для определенных субъектов предпринимательской деятельности и видов рекламируемых товаров, услуг.

Участие в «баннерных сетях» является желательным средством продвижения на рынок нового товара или услуги, однако деятельность «баннерных сетей» зачастую противоречит действующему законодательству. Кроме того, владелец сайта, предоставляя место под рекламную площадку неизвестных ему лиц, товаров и услуг, рискует встретить там не самую желанную для него рекламу.

Для многих «баннерных сетей» нет различия, что и где рекламировать, поэтому рекламу эротических услуг можно встретить на юридических сайтах, а юридических – на эротических и даже рекламу конкурента вполне можно встретить на собственном сайте. Не отрицая возможности участия в баннерообменных сетях, желательно обратить внимание, какие сайты в них участвуют и каковы правила участия (баннеры/сайты какой тематики допускаются/не допускаются к участию). Появление некорректных рекламных модулей на сайте к уголовной ответственности, конечно, не приведет, но репутация может пострадать существенно.

Вообще владелец сайта несет ответственность за все, что появляется на его сайте, в том числе и за то, что сам он на сайте, возможно, и не размещал, например, высказывания на сайте посетителей (в «чатах», «форумах», «гостевых книгах»), на иных свободно обновляемых посетителями страницах сайта.

Во избежание недоразумений и с целью более тщательного продумывания посетителями (особенно – анонимными) своих высказываний желательно выработать правила пользования указанными сервисами, использовать системы идентификации пользователей-писателей (например, по IP-адресу компьютера), разместить уведомление, что мнения посетителей могут не совпадать с мнением владельца информационного ресурса, а также проводить предварительную или последующую модерацию всех сообщений, размещенных пользователями.

Использование мета-тегов

При оформлении страниц сайта для повышения его посещаемости и информирования о его содержимом поисковыми системами помимо всего прочего используются мета-теги (неотображаемая пользователю служебная информация о данной странице сайта). В мета-тегах обычно содержится краткое описание страницы и ключевые слова, в наибольшей степени отражающие ее суть.

Эти данные используются поисковыми системами при формировании ответа на пользовательский запрос. Так, например, если на странице сайта FuckGeneralMotors.com¹⁸ в мета-тегах прописать GM, Ford и т.п., то при запросах «Ford», поисковые системы могут выводить пользователя именно на этот сайт, а не на ford.com.

Судебные споры, связанные с использованием в мета-тегах чужих фирменных наименований и товарных знаков, не получили у нас в стране распространения. Объясняется это снижением эффективности мета-тегов и лишними затратами на судебные разбирательства.

В отличие от России подобные споры ведутся за рубежом. Так, в деле Playboy Enterprises Inc. прочив Calvin Designer Label  ответчик поставил на титульной странице своего сервера мета-теги, содержащие зарегистрированные истцом товарные знаки. Суд постановил: ликвидировать нарушения прав истца на товарные знаки.

В другом судебном деле. Instituform Technologies Inc. против National EnviroTech Group, ответчик включил в мета-теги зарегистрированные товарные знаки и часть фирменного наименования истца. Суд вынес решение в пользу истца, обязав ответчика стереть мета-теги и заново прописаться в ряде поисковых систем и каталогов.

В то же время, учитывая специфику обработки (индексирования) страниц сайта поисковыми системами, следует отметить, что гораздо большую пользу приносит использование чужих  средств индивидуализации в тексте страницы сайта, а лучше многократное повторение (поскольку поисковые системы, механически анализируя страницу, запоминают, где и сколько раз им встретилось искомое слово или словосочетание), и в заголовках страниц (дело в том, что данные в заголовке страницы поисковые системы оценивают как первостепенной важности).

Подобные ухищрения не являются авторскими изобретениям и давно используются недобросовестными владельцами сайтов, однако до судебных разбирательств подобные дела у нас еще не доходили, а новая редакция статьи 4 отечественного Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» позволяет преследовать почти за любое упоминание на сайте чужого товарного знака: «Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения… в сети Интернет…».

Установка гиперссылок

Размещаемые на сайте страницы между собой и со страницами других сайтов связываются посредством особых ссылок, при использовании которых пользователь сразу попадает на указанный в ссылке ресурс. По аналогии с невиртуальным миром указание на другое произведение не нарушает каких-либо прав автора (или владельца ресурса), а потому согласование не требуется. Такую позицию в интернет-спорах разделяет и правосудие.

В одном из судебных дел, где упоминалась установка гиперссылки, суд оценил ее так: «Указав на своем сайте сведения о месте нахождения на другом сайте романа, ответчик не нарушал никаких прав истца на это произведение, ссылка на сайт третьего лица, помещенная на сайте ответчика, не может служить доказательством факта нарушения авторских прав истца, потому что согласно ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» воспроизведением считается запись произведения в память ЭВМ.

В то же время глубокая ссылка не дает возможности владельцу информационного ресурса уведомить пользователей о каких-либо предупреждениях, гарантиях или их отсутствии, а также указать о правовом режиме доступной информации в соответствии с п. 7 ст. 6 ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», где говорится, что собственник информационных ресурсов имеет право устанавливать режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним, определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Практика Интернета не пошла по пути согласования установки гиперссылок, и, наверно, это следует признать правильным, но если какой-либо информационный ресурс сайта имеет предварительное предупреждение, то предпочтительно устанавливать ссылку именно на предупреждение, через которое осуществляется последующий доступ к такой информации.

Владельцы отдельных сетевых ресурсов пытаются предложить иной порядок установки гиперссылок, однако пока не понятно, как правосудие будет на это реагировать. Например, в 2002 году на официальном сайте Правительства РФ (www.government.gov.ru) было указано: «Лица (организации), желающие разместить гиперссылку на Сайг (либо на его отдельные интернет-страницы) с иных интернет-сайтов (интернет-страниц), обязаны получить разрешение на такое размещение гиперссылки в порядке, определяемом…».

Там же перечень прав и обязанностей лиц, получивших разрешение:

  • могут разместить собственно гиперссылку, но не вправе копировать информацию, размещенную на Сайте;
  • не вправе изменять стандартный вид окна программы просмотра (браузера) или иным способом ограничивать либо модифицировать представление содержания Сайта;
  • не вправе размещать на интернет-страницах, содержащих гиперссылки на Сайт, информационные или иные материалы, не соответствующих целям и принципам функционирования Сайта.

Увы, наверное, существование подобных «правил» – естественный этап становления Интернета в нашей стране. Впрочем, и за рубежом в этой сфере не все гладко. Так общеизвестен спор между Ticketmaster Inc. и фирмой Microsoft. Последняя поставила на своем сайте ссылку, которая адресовала пользователя к материалам внутри сайта Ticketmaster.

Ссылка такого типа не включала информацию о правообладателе и создателе ресурса, поэтому создавала впечатление у пользователя о принадлежности материалов непосредственно Microsoft. После осуществления претензионного порядка рассмотрения спора компания Microsoft ликвидировала нарушение.

В Великобритании в аналогичном деле ответчик использовал глубокие ссылки на ресурсы истца таким образом, что это лишало возможности последнего реализовывать рекламные показы на своем сайте. Суд признал законными требования истца.

Динамические страницы

Еще одно порождение технического прогресса, ранее неизвестное праву (и пока отечественному правосудию), – «динамические страницы» сайтов. Это означает, что используются программные модули, которые автоматически копируют тексты (чаще всего — новости) с различных сайтов и выводят их в месте своего нахождения, т.е. в месте установки этой программы виден только результат ее действия (текст новостей, статьи). Получается, что изначально страница с этим содержанием на сайте не существует, она формируется динамически.

На примере это можно объяснить так. Предположим, на сайте № 1 существуют страницы, формирующиеся динамически. Для этого потребуется соответствующий программный модуль, обеспечивающий выполнение этой функции (допустим это будет «index.php»). Тогда суть происходящего можно объяснить так: «index.php» с данного ему адреса (сайт № 2) берет указанную страницу, и показывает целостный текст (статью на сайте № 1).

Таким образом, текстов, отображаемых с помощью «index.php» (которые видит посетитель сайта на экране), нет и никогда не было на сайте № 1. Они есть только на сайте № 2, с которого программа («index.php») их показывает. Понятно, что если автор в тексте своей статьи (на сайте № 2) напишет «www.internet-law.ru – плохой сайт», то и на сайте № I эта страница будет выводиться именно с таким текстом, т.к. нарушить целостность текста практически невозможно.

Соблазн использования динамических страниц велик не только потому, что позволяет существенно упростить труд обновления сайта. Дело в том, что при использовании динамических страниц, для поисковым машин «цитируемая» страница (сайта № 2) воспринимается как входящая в состав «цитирующего» сайта (№ I), а поскольку с «цитируемой» страницы есть внутренние ссылки на свой сайг {№ 2), то порой оказывается, что поисковые системы весь сайт № 2 индексируют как входящий в состав сайт № 1.

Не нужно долго объяснять, какие преимущества это дает владельцу сайта № 1. Продолжая мысль, можно попытаться в «динамическом» виде обработать какой-либо большой интернет-каталог, и это даст невероятную посещаемость «динамического» сайга с несуществующим контентом, что может иметь реальное денежное выражение, например, при размещении рекламы на таком сайте, поскольку реклама обычно оплачивается по количеству ее показов.

С юридической точки зрения представляется, что, поскольку динамические страницы не перенаправляют посетителя на другой сайт, а сами считывают с него информацию и предъявляют ее пользователю, то, переведя в правовую плоскость, это можно считать аналогом цитирования.

Однако закон допускает цитирование только в объеме, оправданном целью цитирования, а в данном случае оно осуществляется в полном объеме, следовательно, это уже не цитирование, а, фактически перепечатка. Кроме того, будет иметь место воспроизведение. Таким образом, если динамически формируется страница новостей, то правонарушения может и не быть (при надлежащем уведомлении), во всех остальных случаях нарушение авторских прав будет наверняка.

Кроме того, специфика формирования динамических страниц порождает проблемы и другого характера: что если динамическая страница сама считывает контрафактный материал? В суде владельцу такого интернет-ресурса будет сложно доказать, что он «не при чем». Обычная распечатка динамической страницы не позволяет решить вопрос, является ли она таковой, для этого необходимо исследование программных модулей, положенных в основу ресурса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)