Правовые аспекты использования адресного пространства

Адресное пространство сети Internet разделено на отдельные зоны – домены, образующие иерархическую систему. Каждый домен имеет собственное уникальное имя, доступное любому пользователю Сети независимо от его нахождения, например, www.mifp.ru. Составные части доменного имени, разделенные точками, соответствуют уровням доменов, где расположен сетевой адрес, начиная с верхнего (справа) и заканчивая нижним (слева).

Первоначально было создано 250 доменов первого уровня, разделенных на две категории:

  • 7 общих (generic top level domains – gTLD) – com, .org, .net, .edu, .gov, .mil, .int.
  • 243 национальных (country code top level domains – ccTLD) – в качестве имен ccTLDs пользуется двухбуквенные коды стран, закрепленные в стандарте ISO 3136 Международной организации по стандартизации, например, .аu (Австралия), .fr (Франция), .za (Южная Африка), .ru (Россия).

Домены .com, .org, .net, а также значительное число национальных доменов имеют статус открытых, то есть любой человек или организация может зарегистрироваться в них без ограничений. Тогда как регистрация в иных доменах возможна, если удовлетворяются те или иные условия, например, зона .edu предназначена только для использования высшими учебными заведениями, .int – международными организациями, .gov и .mil – соответственно федеральными правительственными учреждениями и вооруженными силами США.

В первой половине 2001 года были введены еще несколько gTLDs. В пределах области домена первого уровня может быть зарегистрировано неограниченное количество самостоятельных доменов, составляющих второй уровень адресного пространства Сети и которые, в свою очередь, могут включать домены третьего уровня. Например, зона домена второго уровня .com.ru. открыта для регистрации коммерческими организациями доменов третьего уровня.

Система доменных имен была задумана исключительно для выполнения технической функции. Взаимодействие компьютеров в Сети основано на технологии протоколов межсетевого обмена Transmission Control Protocol (TCP)/lnternet Protocol (IP), которые достаточно трудны для постоянного использования людьми, так как по существу представляют собой машинный код.

Поэтому для упрощения навигации пользователей была создана система доменных имен, преобразующая коды IP в понятные любому человеку буквенные обозначения, аналогичные обычному почтовому адресу. Однако, появление и рост коммерческой активности в Сети оказало значительное влияние на дальнейшее применение доменных имен.

Простые для запоминания и уникальные в силу своей неповторимости, они получили значение средства коммерческой индивидуализации, чему способствовала возможность использовать в качестве таких имен любые слова, связанные по смыслу с осуществляемой деятельности. В результате возникает ряд правовых проблем, связанных с защитой интересов владельцев доменных имен, а также лиц, обладающих правами на объекты интеллектуальной собственности.

Лицу, желающему зарегистрировать домен, необходимо в первую очередь придумать для него имя. Удачное имя можно считать залогом коммерческого успеха деятельности, осуществляемой посредством Сети. С одной стороны, его оригинальность привлекает для ознакомления с содержанием сайта, а с другой его узнаваемость позволяет пользователю Сети в дальнейшем легко вернуться к заинтересовавшей информации.

Создавая сайт в качестве виртуального представителя своего бизнеса, предприниматель стремится также выбрать имя, которое будет ассоциироваться у потенциального контрагента с товарами, работами или услугами, производимыми им. Поэтому, как правило, доменное имя совпадает или схоже с фирменным наименованием, видом деятельности или фамилией данного лица, либо содержит общеупотребительные слова и обозначения.

Однако встречаются и случаи регистрации имен идентичных или созвучных существующим товарным знакам и знакам обслуживания, фирменным наименованиям коммерческих организаций или получившим широкую известность доменным именам лицами, не обладающих какими-либо правами в отношении перечисленных объектов. Владельцы так называемых “похожих” имен (киберсквоттеры) могут преследовать различные цели, например, спекуляция доменными именами или получение преимуществ перед конкурентами. Действия по регистрации таких имен неправомерны, поскольку их использование приводит к нарушению законных прав других лиц.

Экскурс в историю

Сколько стоит ваш домен? Вы заплатили за него 700 рублей? Вы мне его за столько продадите? Нет? А за 2000 рублей? Тоже нет? А за сколько? За 50000??? Именно так.

Доменные имена это золото интернета. Интернет в начале 90-х годов прошлого века время был киберклондайком. В те годы содержание домена не стоило ни копейки. Можно было запросто взять имя travel.com, shop.com, mobile.com, auto.com… Золотое время! Спустя несколько лет, в 1995 году компания «Network Solutions» стала брать за обслуживание доменов деньги. Кто-то из-за этого бросил регистрацию и содержание своих доменов, а более дальновидные товарищи только укрепились во мнении, что вот она – птица удачи, летящая прямо в руки. Гонка за доменами начала набирать ход…

Начиная с 1997 года суммы, выплачивавшиеся при перепродаже доменов, начали поражать воображение: 100000 долларов за mtv.com, 800000 за drugs.com, 3 миллиона долларов за loans.com, почти 3 с половиной миллиона за altavista.com, и совершенно невероятные 7.5 миллионов за business.com! Вы только представьте себе эти суммы, выплачивавшиеся за виртуальную киберсобственность!

Народ должен знать своих героев

В российский Интернет киберсквоттинг пришел в 1998 году. Одними из первых отличились московское адвокатское бюро «Арбитражсудправо», прихватившие более 1000 доменов, среди которых были и известные торговые марки, и различные отраслевые названия. Несмотря на то, что инициатива бюро была проигнорирована и даже осмеяна Рунетом, некоторые домены все же поменяли владельцев. Были ли эти домены перекуплены или перерегистрированы сказать точно нельзя, так как информация с разных сторон поступала самая противоречивая.

Из наиболее известных перепродаж доменов в Рунете можно вспомнить покупку имени music.ru компанией «Port.ru» за 50000 долларов. А самая, наверное, “курьезная” сделка – покупка компанией «DataArt» домена mail.ru за… 500 долларов! Правда состоялась эта сделка осенью 1998 года.

Наиболее крупными киберсквоттерами сейчас в Рунете являются:

  1. МГКА “АРБИТРАЖСУДПРАВО” – 0.65%
  2. А. Красоткин – 0.41%
  3. “Международное сотрудничество” – 0.35%
  4. Сергей Прокудин – 0.31%
  5. ЗАО “Тейсон” – 0.30%
  6. Орина Пшехлинская – 0.18%
  7. Денис Гледенов – 0.17%
  8. Максим Голубев – 0.15%
  9. ООО “Студия Арт.Лебедева” – 0.13%
  10. ООО “ТелеРосс” – 0.12%
  11. ООО “Мегазин” – 0.12%
  12. ООО “Сорикс” – 0.11%
  13. Deluxe (В. Мартиросов) – 0.10%
  14. Margarita LTD (domains.etorgi.ru) – 0.10%
  15. organ Stanley Inc. – 0.09%
  16. ООО “Энтер” – 0.08%
  17. “Cпортивно-оздоровительный центр” – 0.06%
  18. ООО “ТБК” – 0.06%
  19. FreeRussianDomains.com – 0.06%
  20. ООО “Кирилл и Мефодий” – 0.06%
  21. ОАО “Юкос” – 0.06%
  22. ООО “Мир Услуг” – 0.05%
  23. Cибирский холдинг – 0.04%
  24. Public Relations&Promotions group – 0.04%
  25. ЗАО “Радио-Ру” – 0.04%
  26. ООО “Алмаз-Телеком” – 0.03%
  27. ООО “Нетбридж” 0- .03%
  28. ООО “Порт.РУ” – 0.03%
  29. Николай Шилов – 0.03%
  30. А. Тисленко – 0.02%

Источник: «Киберсквоттеры – хозяева виртуальных земель» Титов Олег

В последнее время по всему миру все чаще стали возникать споры по поводу “похожих” имен, в некоторых случаях приобретающие масштаб скандалов. Российской судебной практике уже известны подобные дела, касающиеся доменных имен mosfilm.ru, quelle.ru, kamaz.ru, nivea.ru, среди которых наибольшую огласку получило дело kodak.ru.

В рамках спора о последнем было инициирование три самостоятельных производства: о нарушении прав на товарных знак (истец – “Истман Кодак Компани”), о нарушении прав на фирменное наименование и о недобросовестной конкуренции (истец – ООО “Кодак”).

Данный спор стал не только наиболее известным, а также первым спором, дошедшим до высшее судебной инстанции, но и затронул практически все аспекты проблемы соотношения доменных имен и прав на средства индивидуализации, исходя из положений российского законодательства.

Основная причина сложившейся ситуации заключается в особенностях нормативного регулирования адресного пространства Сети. Каждый домен независимо от уровня имеет своего администратора, который осуществляет его централизованное управление.

На основании Соглашения “О порядке администрирования зоны . RU”, подписанного 4 декабря 1993 г ведущими !Р сервис-провайдерами России, обязанности и права, связанные с администрированием домена .RU переданы Международным межсетевым информационным центром InterNIC Российскому научно-исследовательскому Институту развития общественных сетей (РосНИИРОС).

В 1998 г на расширенном заседании Комитета общественного объединения Ассоциации Документальной Электросвязи (АДЭ) на РосНИИРОС были возложены функции Центра Распределения и контроля доменного пространства зоны российского сегмента Интернет. Ассоциация Документальной Электросвязи, в свою очередь, получила полномочия по учету и контролю адресного пространства Интернет и его распределению между российскими сетями согласно Письму Председателя Госкомсвязи РФ от 16 декабря 1997 г № 6791.

Таким образом, статус администратора национального домена РосНИИРОС зафиксирован на международном уровне в базах данных InterNIC, RIPE и официально признан на территории Российской Федерации. Администраторами доменов второго и более низких уровней являются юридические или физические лица, для которых домены были зарегистрированы.

Вступили в силу изменения в закон о товарных знаках

11 декабря 2002 года Президент подписал принятый Государственной Думой ФС РФ 13 ноября 2002 года Федеральный закон РФ N 166 “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”.

В связи с этим, в адрес РосНИИРОС и АНО “Региональный Сетевой Информационный Центр” (RU-NIC) поступают обращения с просьбами разъяснить существо нововведений и последствия, которые они повлекут для владельцев товарных знаков и администраторов доменов.

Пункт 2 Статьи 4 Закона устанавливает, что “нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения… – в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации”.

Эта норма означает следующее: лицо не вправе использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения владельца в доменном имени в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.

Таким образом, законом установлено условие, при котором включение в доменное имя обозначения, совпадающего или сходного до степени смешения с товарным знаком будет являться нарушением, а именно: использование его в отношении товаров, входящих в классы, по которым товарный знак зарегистрирован.

Судебная практика (арбитражная) до настоящего момента складывалась таким образом, что вопрос использования знака в отношении товаров, входящих в классы, по которым товарный знак зарегистрирован, судами не рассматривался. Последние споры показали, что суд руководствуется самим фактом существования домена, совпадающего с товарным знаком.

В соответствии с новым законом суд будет иначе оценивать действия администраторов доменов.

Изменения закона “О товарных знаках…” не повлечет изменений правил регистрации доменов в части отмены регистрации. По-прежнему основанием для аннулирования регистрации остается признание судом администрирования домена его администратором нарушением прав истца и или) запрет использования в доменном имени обозначения, правами на которое обладает истец.

Источник: www.ripn.net

Регулирование отношений между администраторами в пределах домена .RU, в том числе по поводу действий юридического характера, осуществляется на основе неструктурированного массива нормативных и иных правил. Ключевое значение имеют нормативных документов, разработанных Координационной группой, состоящей из представителей Интернет сообщества России, и утвержденных Комитетом АДЭ.

Данные документы по своей природе схожи с локальными актами общественных организаций. Они направлены на решение вопросов организационно-технического обеспечения функционирования доменов, их администрирования, регистрации и не содержат правовых норм.

Администраторы доменов второго, третьего и последующих уровней могут принимать разнообразные регламенты и стандарты, устанавливающие правила использования (открытого или ограниченного) делегированной им зоны адресного пространства. Права и обязанности администраторов оформляются также договорами возмездного оказания услуг, как правило, заключаемых через Интернет и составленных в виде договоров присоединения.

Разрешение споров по доменным именам

Российский НИИ Развития Общественных Сетей (РосНИИРОС) осуществляет деятельность по распределению адресного пространства российского сегмента сети Интернет и регистрации доменных имен второго уровня в домене RU.

Регистрация домена представляет собой занесение информации, содержащейся в заявке Заявителя, в базу данных домена RU.

В домене RU действует заявительный порядок регистрации доменных имен.

Законом не установлено ограничений по регистрации доменных имен. РосНИИРОС не уполномочен производить предварительную проверку заявляемых к регистрации доменных имен на соответствие их каким-либо объектам, в том числе объектам исключительных прав (средствам индивидуализации) и др. Выбор имени домена и его использование осуществляет Заявитель (Администратор домена). Соответственно, риск возможных неблагоприятных последствий, связанных с выбором имени домена и его использованием, несет Администратор домена.

Если Вы считаете, что Администратор доменного имени, зарегистрированного в домене RU, при использовании доменного имени нарушает Ваши законные права и(или) интересы, рекомендуем Вам обратиться к Администратору доменного имени.

Информация об Администраторе и доменном имени, доступная неопределенному кругу лиц, представлена на сервере РосНИИРОС по адресу http://www.ripn.net/nic/whois/index.html (сервис Whois).

Полная информация об Администраторе домена, содержащая все данные о нем, хранящаяся в базе данных доменных имен, может быть предоставлена только по запросам правоохранительных органов и суда в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Для разрешения возникшего спора о принадлежности доменного имени, зарегистрированного в домене RU, или в связи с его использованием, РосНИИРОС рекомендует исследовать в указанной последовательности следующие возможности:

  • Урегулировать спор между сторонами самостоятельно путем переговоров.
  • Обратиться за помощью в организацию, специализирующуюся на оказании посреднических (юридических) услуг.
  • Обратиться в Третейский Суд по информационным спорам при Союзе операторов Интернет http://www.soi.ru/soi/63807 или Третейский Суд при Ассоциации документальной электросвязи http://www.rans.ru/court/,заключив предварительно соответствующее третейское соглашение (соглашение между спорящими сторонами о разрешении спора в одном из указанных судов).
  • В случае нарушения законодательства о конкуренции или рекламе обратиться в Министерство по антимонопольной политике РФ (департамент конкуренции и рекламы).
  • В случае невозможности урегулирования спора указанными методами обратиться для защиты Ваших прав и законных интересов в суд общей юрисдикции или Арбитражный суд. При этом рекомендуем Вам внимательно ознакомиться с терминологией, используемой в Регламенте по регистрации доменных имен, для формулирования исковых требований.

Обращаем Ваше внимание на то, что организации, осуществляющие регистрацию доменов, не привлекаются в качестве лиц, участвующих в спорах о доменных именах. В случае необходимости регистрирующие организации по ходатайству заинтересованной стороны предоставляют суду достоверную информацию о регистрации доменного имени.

Кроме того, в процессе рассмотрения спора может быть запрещена передача прав на домен, но только при соблюдении установленной законом процедуры – в случае направления заинтересованной стороной по делу соответствующего документа из суда в адрес регистрирующей организации (РосНИИРОС).

Источник: www.ripn.net

Адресное пространство Интернет, как и Сеть в целом, в настоящее время отличается отсутствием специального правового регулирования. Ни в законодательстве Российской Федерации, ни в действующих на ее территории подзаконных актах не определено правовое положение доменов и доменных имен, способы их использования и защиты.

Последнее время активно обсуждается вопрос о правовой природе доменных имен. Специалисты, участвующие в дискуссиях, придерживаются противоположных точек зрения. Одни считают, что доменным именам присущи свойства такого средства индивидуализации, как товарные знаки.

В то же время, другая часть, признавая в доменном имени объект исключительных прав, отрицают какую-либо связь между ним и товарным знаком. Однако, встречается и достаточно распространенное мнение, что. доменные имена являются необоротным объектом и, следовательно, не подлежат правовой охране.

Последствия признания за доменными именами режима товарных знаков очевидны: владельцы товарных знаков могли бы регистрировать их также по классу доменов, что позволило бы им избежать проблем с доказыванием нарушения своих прав.

Однако, вероятность реализации обсуждавшейся пару лет назад идеи включения доменных имен в качестве самостоятельного класса в Международный классификатор товаров и услуг невелика по нескольким причинам. Одна из них – возможные затруднения с определением приоритета при регистрации товарного знака по классу доменов с учетом допустимости существования идентичных товарных знаков, зарегистрированных по разным классам и принадлежащих различным лицам.

С другой стороны, неопределенным остался бы вопрос о защите интересов владельцев доменных имен. В статье 6 Закона РФ от 23 сентября 1992 г “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” приводится перечень обозначение, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, в том числе, состоящих только из обозначений, не обладающих различительной способностью, вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, являющихся общепринятыми символами и терминами.

Тогда как доменные имена могут включать любые слова, о чем говорилось выше. Также, надо отметить, что товарные знаки регистрируются только на имя организаций и физических лиц,  занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 2 указанного закона), следовательно, правовая охрана не будет распространяется на имена доменов, администраторами которых выступают иные лица.

Неопределенность в вопросе доменных имен существует и в международном праве, которое, учитывая мультиюрисдикционный характер Интернета, могло бы сыграть ведущую роль в урегулирование данной проблемы. Однако работа в этом направление уже начата Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), в чей состав входит Россия.

В 1997 г. по просьбе Правительства США был инициирован процесс выработки рекомендаций по разрешению споров между владельцами товарных знаков и администраторами доменов в зонах .com, .org, и .net, результаты которого были опубликованы в Итоговом отчете ВОИС в 1999 г.

Отчет содержит советы, касающиеся регистрации доменных имен, введения единого порядка разрешения споров о доменных именах, создания новых доменных имен верхнего уровня, вопросов соотношения интеллектуальной собственности и доменных имен. На основе отчета была создана Единая политика разрешения споров (UDRP), одобренная в дальнейшем Корпорацией по распределению доменных имен и адресов Интернет (ICANN), и являющаяся сейчас обязательной и неотъемлемой частью договоров регистраторов с клиентами в указанных зонах и в некоторым национальных доменах.

Данные правила не могут быть приняты в домене .RU, так как основанная на них процедура  имеет административный характер. В прошлом году ВОИС приступила к разработке проекта рекомендаций для администраторов ccTLDs. РосНИИРОС официально подтвердил свое желание участвовать от имени России в написании рекомендаций, учитывающих особенности национального законодательства и обычаев делового оборота.

К сожалению, опыт показывает, что данный процесс может длиться несколько лет, поэтому еще некоторое время для разрешения конфликтов и пресечения правонарушений, касающихся адресного пространства Сети следует руководствоваться нормами действующего законодательства.

Большинство рассматриваемых нарушений может быть квалифицированно как недобросовестная конкуренция согласно ст. 10 Закона РФ от 22 марта 1991 г. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

Применение данного нормативного акта к сетевым отношениям вполне обоснованно, если исходить из содержащегося в нем (статья 4) формального определения товарного рынка. Однако, его действие ограничено случаями осуществления торговли, предоставления услуг через Интернет и не распространяется на неправомерную регистрацию доменных имен с целью последующего возмездного перед делегирования домена или, другими словами, фактической продажей доменного имени.

Недобросовестная конкуренция имеет несколько форм, среди которых продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг Незаконным в соответствии с Закон РФ от 23 сентября 1992 г. “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” признается использование товарного знака, знака обслуживания охраняемого на территории Российской Федерации в силу государственной регистрации или международного договора, и нарушающие права его владельца, посредством несанкционированного введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.

То же относится и к товарным знакам, не имеющим правовой охраны в силу ст. 2 указанного закона, которые в результате интенсивного использования на территории Российской Федерации приобрели широкую известность среди соответствующих групп населения в отношении товаров определенного изготовителя, в силу чего были признаны общеизвестными (Приказ Роспатента от 17 марта 2000 г. № 38), регистрация “похожих” доменных имен вполне соответствует приведенным положениям законодательства.

Что касается фирменных наименований, то в отсутствии их единого реестра и специального закона, необходимо применять Положения о фирме, утвержденного Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г и статью 138 Гражданского кодекса РФ.

На основе положений указанных актов в качестве неправомерного можно определить использование фирменного наименования тождественного или схожего с уже существующим без согласия правообладателя, а также воспрепятствование свободному использованию наименования данным лицом.

Защита исключительных прав организации на фирменное наименование осложняется также тем, что доменное имя, фактически может включать только элементы наименования, которое содержит как название организации, так и указание на ее организационно-правовую форму, например, общество с ограниченной ответственностью.

В частности, данное обстоятельство послужило основанием отказа в удовлетворении исков ООО “Кодак”, а также отказа в удовлетворении апелляционных и кассационных жалоб при первом и втором рассмотрении дела арбитражным судом г Москвы, слушавшим в первой инстанции дело о регистрации имени kodak.ru.

Хотя к моменту начала судебного разбирательства по аналогичному делу Киноконцерна “Мосфильм” (доменное имя mosfilm.ru) решение уже было принято в пользу истца, добиться такого же результата ООО “Кодак” удалось только при третьем рассмотрении дела в первой инстанции.

Правообладатель вправе оспаривать регистрацию доменного имени, идентичного или созвучного товарного знака или фирменного наименования, основываясь также на том, что действия администратора домена представляют собой недобросовестную конкуренцию в иных формах, нежели незаконное использование средств индивидуализации.

Например, распространение ложных, неточных или искаженных сведений способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо внести ущерб его деловой репутации, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

Руководствоваться этими положениями могут и владельцы доменных имен, чьи права были нарушены регистрацией “похожих” имен в зоне .RU, поскольку специальные способы правовой охраны для данных объектов действующим российским законодательством не установлены.

Администратор домена за действия, составляющих недобросовестную конкуренцию несет гражданско-правовую и административную ответственность. Организация или предприниматель, чьим интересам был нанесен ущерб вправе обратиться в арбитражный суд с иском о полном возмещении причиненных незаконными действиями администратора убытков, включающих реальный ущерб и упущенную выгоду (ч. 2 ст 26 Закона о конкуренции).

В связи с тем, что посредством использования чужого товарного знака или фирменного наименования нарушитель желал привлечь внимание потребителя и, следовательно, получить доход от реализации товаров, то размер упущенной выгоды определяется исходя из размера полученного дохода за время существования оспариваемого доменного имени.

Административная ответственность выражается в наложении федеральным антимонопольным органом штрафов (ст. 23 Закона о конкуренции). Для этого необходимо подать в территориальное управление МАП РФ заявление о фактах нарушения администратора домена законодательства о конкуренции.

Заявление должно быть рассмотрено не позднее одного месяца (п. 1 Указа Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. № 2354-VII). В функции территориального, управления входит рассмотрение и анализ обращений граждан и юридических лиц по вопросам нарушения данного законодательства и в принятие в установленном порядке мер по пресечению выявленных нарушений.

Управление вправе давать обязательные для исполнения предписания о прекращение нарушений законодательства о конкуренции, рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать штрафы и административные взыскания на лиц, не исполнивших предписания в срок.

Размер штрафа по Закону о конкуренции составляет 100 МРОТ за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 25 тысяч МРОТ. Согласно ст. 24 Закона о конкуренции, наряду с самой организацией к ответственности может быть привлечено ее должностное лицо (руководитель) виновное в нарушении законодательства.

Ему выносится предупреждение или налагается штраф за неисполнение предписания в срок в размере 200 МРОТ. Выбор конкретной мер ответственности осуществляется территориальным управлением МАП РФ в ходе производства по делу. Гражданско-правовая и административная ответственности самостоятельны, поэтому не исключена возможность одновременной подачи заявления и предъявления иска.

Реализация в практической деятельности государственных органов приведенных положений законодательства казалось бы понятных и простых вызывает осложнения. Касаясь упомянутого дела по иску “Истман Кодак Компани”, необходимо отметить позицию Министерства по антимонопольной политики РФ (МАП РФ).

В ответ на обращение предпринимателя о нарушение законодательства о конкуренции, вероятно стремясь избежать вовлечения в рассмотрение спора, МАП РФ сосредоточило свое внимание только на действия регистратора – РосНИИРОС. Хотя причастность РосНИИРОС к конфликту нельзя отрицать, субъектом нарушения все же следует признать администратор домена.

В своем решении МАП РФ указал, что корпорация Eastman Kodak Company и РосНИИРОС не являются конкурентами, поэтому в регистрации имени kodak.ru не признаков недобросовестной конкуренции. В свою очередь, Арбитражный суд г. Москвы, отклонил жалобу на отказ МАП РФ возбудить дело о нарушении законодательства о конкуренции, поскольку также не нашел в рассматриваемых действиях признаков недобросовестной конкуренции.

Суд посчитал, что данное законодательство не может быть применено при наличии признаков нарушения прав на интеллектуальную собственность. Таким образом, оба государственных органа грубо нарушили ст. 10 Закона о конкуренции, а также ст.10biz Парижской Конвенции по охране промышленной собственности, которая дает понятие “недобросовестная конкуренции”, поглощающее и случаи нарушения исключительных прав.

Для предупреждения подобных ситуаций Регламентом по регистрации доменов второго уровня в зоне .ru оговорено, что ответственность за выбор доменного имени, возможное нарушение прав на торговую марку и иные конфликтные ситуации несет не РосНИИРОС, а администратор домена. Тем не менее данное положение, являясь одним из условий договора по регистрации домена, на практике ограничивается только сферой гражданско-правовой ответственности.

Описанную ситуацию можно признать временным явлением. Это подтверждает Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 16.01.2001 г. №1192/00 и последующее удовлетворении исковых требований “Истман Кодак Компани” судом первой инстанции при повторном рассмотрении дела, а также судебное решение по делу о неправомерной регистрации домена quelle.ru, вынесенное в пользу истца (фирмы Квелле АГ).

Альтернативным способом урегулирования конфликтов по поводу “похожих” доменных имен может стать соглашение между сторонами спора о его передаче на рассмотрение третейского суда. В настоящее время при Ассоциации документальной электросвязи образован третейских суд, разрешающий дела на основе не только норм материального права, но и правил и стандартов профессиональной деятельности в сфере Интернет, руководствуясь условиями договора в связи с которым возник спор и учитывая требования добросовестности, разумности и справедливости, правила и обычаи делового оборота, в таком качестве вполне могут быть применены упомянутые выше рекомендации ВОИС.

Применение норм законодательства, не приспособленных к специфике сетевых отношений, не способно до конца разрешить возникающие проблемы. Охрана средств индивидуализации от нетрадиционного использования, в том числе, в адресном пространстве Интернет все же требует доработок действующих нормативно-правовой базы.

В частности, Роспатент в июле 2002 года направил на согласование в Министерство РФ по связи и информатизации ряд официальных предложений. Одно из них заключается в регистрации доменных имен только после предоставления заключения, что тождественное или сходное до степени смещения не охраняется в Российской Федерации в качестве товарного знака иного лица или не поданы заявка на регистрацию этого обозначения на имя другого лица.

Трудно не признать похвальным такое намерение, но его реализация может в дальнейшем привести к существенному затягиванию процесса регистрации и осложнению функционирования системы доменных имен. С другой стороны, установление подобных требований не произведет желаемого эффекта, так как пользователи скорее всего передут в другие свободные от ограничений домены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)