Правовой статус органов валютного регулирования как субъектов валютных правоотношений

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, прямо установленных законом.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, без ограничений.

Далее рассмотрим особенности правового статуса Центрального банка Российской Федерации.  Правовой статус ЦБ РФ установлен Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в первую  очередь – Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Этот нормативный правовой акт сменил в 2002 году действовавший ранее с многочисленными поправками Закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 года № 394-I «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

При этом следует отметить, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

ЦБ РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. При этом наименования «Центральный банк Российской Федерации» и «Банк России» равнозначны. Местонахождением центральных органов ЦБ РФ определен город  Москва.

Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению вверенным ему имуществом, включая золотовалютные резервы, соответствии с целями и в порядке, которые установлены законодательством.

Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия ЦБ РФ не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство, как правило, не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, а ЦБ РФ – по обязательствам государства.

ЦБ РФ может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Целями деятельности ЦБ РФ являются:

– защита и обеспечение устойчивости рубля;

– развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

– обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. Но ЦБ РФ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Прибыль ЦБ РФ определяется как разница между:

1) суммой доходов от предусмотренных законодательством банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и

2) расходами, связанными с осуществлением ЦБ РФ своих функций.

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Такая подотчетность заключается в том, что в соответствии с законодательством Государственная Дума:

  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента Российской Федерации;
  • назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров ЦБ РФ (далее – Совет директоров) по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом Российской Федерации;
  • направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  • рассматривает годовой отчет ЦБ РФ и принимает по нему решение;
  • принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  • проводит парламентские слушания о деятельности ЦБ РФ с участием его представителей;
  • заслушивает доклады Председателя ЦБ РФ о деятельности ЦБ РФ (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

До 1 января 2003 г., то есть до вступления в силу ст. 10 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» уставный капитал ЦБ РФ составлял 3 млн. рублей. В настоящее время ЦБ РФ имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Исключение из этого правила составляет участие ЦБ РФ в

1) капиталах следующих российских кредитных организаций: Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанк); Банка внешней торговли (до 1 января 2003 г., затем ЦБ РФ вышел из капиталов этого банке);

2) капиталах следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы – Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне.

Уменьшение или отчуждение долей участия ЦБ РФ в уставных капиталах Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы – Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне, осуществляется в порядке и сроки, которые определяются Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность ЦБ РФ, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Вместе с тем, ЦБ РФ может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками, иностранных государств.

Взаимоотношения ЦБ РФ с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

Под компетенцией ЦБ РФ понимаются его полномочия (права, обязанности и предметы ведения) необходимые для эффективного выполнения Банком России возложенных на него функций.

Кроме того, выделяют следующие функции ЦБ РФ:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ РФ;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций ЦБ РФ;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) осуществляет иные функции.

ЦБ РФ реализует свою компетенцию по пяти направлениям:

1) как важнейший орган разработки и реализации денежно-кредитной политики государства;

2) как организатор наличного денежного обращения;

3) как главный орган банковского регулирования и банковского надзора;

4) как кредитная организация особого вида;

5) как организатор безналичных расчетов.

Рассмотрим эти направления деятельности ЦБ РФ более подробно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)