Налоги прямые и косвенные

Налоги прямые и косвенные. В налоговом законодательстве РФ отсутствует деление налогов на виды и соответственно не закреплено понятие прямых и косвенных налогов. Конструкции прямых и косвенных налогов, взимаемых на территории РФ, усматриваются лишь исходя из системного толкования положений НК РФ, а также при использовании правовых позиций высших судебных инстанций.

Интересными представляются позиции о правовой природе налогов, выработанные Экономическим судом СНГ при рассмотрении дел о применении международных договоров. Так, при толковании международных договоров, когда в тексте этих договоров, а также в рамках национальных законодательств государств не содержится четкого разделения налогов на виды, Суд исходил из понятий косвенных и прямых налогов, выработанных в рамках экономических и правовых доктрин. Например, Экономический суд СНГ указывает, что прямыми налогами признаются налоги, уменьшающие доходы (прибыль) налогоплательщика. Таковыми, учитывая действующее налоговое законодательство, являются налоги на доходы, прибыль, имущество (и их большинство).

Косвенными налогами являются налоги, экономическое бремя которых возлагается на покупателя при приобретении им продукции (товаров, работ, ус- луг), так как они устанавливаются в виде надбавки к цене товара. Например, в консультативном заключении по запросу Совета министров Республики Беларусь о применении положений п. 1 ст. 3 соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. Экономический суд СНГ указывает на двойственную правовую природу косвенных налогов. В соответствии с указанным заключением Суда косвенные налоги, с одной стороны, являются внутренними, основным назначением которых служит получение государством доходов на основе учета товарного спроса, возникающего на его территории, а с другой — имеют ряд общих с таможенными платежами признаков.

Следует отметить, что несмотря на двойственную природу НДС и акцизов, указанные платежи не могут рассматриваться как имеющие эквивалентное действие с таможенными пошлинами, поскольку НДС и акциз, вы- ступая в качестве таможенных платежей, не преследуют целей таможенных пошлин, так как не утрачивают своего основного назначения — получения государством доходов на основе учета товарного спроса, возникающего на его территории.

Налоги целевые и общие. Как уже было отмечено, по бюджетному назначению налоги делятся на общие и целевые. Большинство взимаемых на территории РФ налогов относится к категории общих, поскольку ст. 35 БК РФ закреплен принцип общего совокупного покрытия расходов, согласно которому по общему правилу расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета. Однако некоторые налоги имеют целевое назначение.

Таковыми являются, например налоги, которые при поступлении в бюджет относятся к категории нефтегазовых доходов (налоги на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья). Указанные налоги поступают в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, цели использования средств которых определяются БК РФ.

В связи с формированием дорожных фондов в составе бюджетов всех уровней бюджетной системы некоторые налоговые платежи также приобрели целевое назначение. Например, согласно ст. 179.4 БК РФ в дорожный фонд, средства которого используются в целях финансового обеспечения дорожной деятельности, поступают акцизы на автомобильный бензин.

Рентные налоги — это налоги, уплата которых обусловлена использованием плательщиком природных ресурсов, принадлежащих по праву собственности государству. К таким платежам в настоящий момент относятся водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)