Правовое положение субъектов частноправовых отношений газовой отрасли

Для исследования особенностей правового положения субъектов частноправовых отношений в газовой отрасли могут быть использована различные условные классификации:

  1. Классификация, в основании которой вид деятельности субъекта частноправовых отношений (напр., поставка, транспортировка, хранение газа).
  2. Классификация, основанная на участии или неучастии государства в уставном капитале субъектов частноправовых отношений в газовой отрасли — компании с участием государства и компании без государственного участия.
  3. Классификация — в зависимости от стратегического значения — стратегические и нестратегические субъекты.
  4. Классификация — в зависимости от состояния товарного рынка.
  5. Классификация — в зависимости от территории деятельности и другие.

Особенности правового положения субъектов частноправовых отношений газовой отрасли закреплены в различных нормативных правовых актах, в том числе в таких как:

  • Федеральный закон 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Указ Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»;
  • Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 538 «Об обеспечении деятельности Единой системы газоснабжения страны»;
  • Указ Президента РФ от 05.11.1992 № 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна “Газпром” в Российское акционерное общество “Газпром”;
  • Постановление Правительства РФ от 17.02.1993 № 138 «Об учреждении российского акционерного общества “Газпром” и др.

Основные особенности субъектов частноправовых отношений в газовой отрасли закреплены в Федеральном законе от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Поэтому в рамках данного параграфа используются классификации с учетом установленных данным законом особенностей.

Данный закон выделяет понятия газотранспортной организации; поставщика (газоснабжающей организации) и потребителя газа.

Под газотранспортной организацией понимается организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

Под поставщиком (газоснабжающей организацией) понимается собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договору.

Под потребителем газа понимается лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.

Особенности правового режима указанных субъектов закреплены в Федеральном законе от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», в других федеральных законах, отмеченных Постановлениях Правительства РФ и иных подзаконных актах.

Данные особенности касаются прежде всего специальных требований в отношении порядка заключения и исполнения договоров поставки и транспортировки газа. Более подробно данные положения будут рассмотрены в параграфе о договорном регулировании в газовой отрасли.

Наибольший интерес представляет собой следующая классификация, так как законодатель выделяет субъектов частноправовых отношений по особой классификации, которая основывается на принадлежности систем газоснабжения.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что федеральная система газоснабжения — это совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения:

  • единой системы газоснабжения;
  • региональных систем газоснабжения;
  • газораспределительных систем;
  • независимых организаций.

Законодатель также закрепляет, что в федеральную систему газоснабжения входят соответствующие организации:

  1. Собственники Единой системы газоснабжения.
  2. Собственники региональных систем газоснабжения.
  3. Собственники газораспределительных систем.
  4. Независимые организации.

Общим для данных организаций является то, что для них действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности.

В соответствии со ст.26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организациям — собственникам систем газоснабжения, поставщикам или уполномоченным организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия как:

  • навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров;
  • включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями;
  • нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
  • необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки;
  • создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа;
  • сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен.

Общим для первых двух разновидностей собственников является также то, что в соответствии со ст.12 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в целях обеспечения надежного газоснабжения в Российской Федерации Правительством РФ определяется перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются без проведения аукционов для разведки и добычи газа или для геологического изучения недр, разведки и добычи газа, осуществляемых по совмещенной лицензии — организации собственнику Единой системы газоснабжения или организации — собственнику региональной системы газоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

Остановимся более подробно на особенностях правового режима указанных в ст.5 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организаций.

Полномочия организации — собственника Единой системы газоснабжения закреплены в ст.13 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Согласно данной статье организация —собственник Единой системы газоснабжения :

  • обеспечивает строительство, эксплуатацию, реконструкцию и развитие объектов Единой системы газоснабжения;
  • обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль за функционированием объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения;
  • осуществляет управление функционированием Единой системы газоснабжения;
  • обеспечивает использование на объектах Единой системы газоснабжения энергосберегающих и экологически чистых оборудования и технических процессов;
  • осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение промышленной и экологической безопасности объектов Единой системы газоснабжения, охраны окружающей среды;
  • осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение потенциальных аварий и катастроф, ликвидацию их последствий на объектах Единой системы газоснабжения.

Законодатель также закрепляет, что в процессе функционирования Единой системы газоснабжения в целях повышения ее эффективности организация — собственник Единой системы газоснабжения может осуществлять меры по совершенствованию структуры данной системы газоснабжения без нарушения надежности газоснабжения.

Под Единой системой газоснабжения понимается имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Суммарная доля обыкновенных акций организации — собственника Единой системы газоснабжения, которые находятся в собственности Российской Федерации и в собственности акционерных обществ, более 50 процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, не может составлять менее чем 50 процентов плюс одна акция общего количества обыкновенных акций организации — собственника Единой системы газоснабжения.

Продажа и иные способы отчуждения таких обыкновенных акций могут быть осуществлены на основании федерального закона.

Согласно ст.14 данного закона ликвидация организации — собственника Единой системы газоснабжения может быть осуществлена только на основании федерального закона.

В соответствии с Указом Президента РФ от 01.06.1992 № 538 «Об обеспечении деятельности Единой системы газоснабжения страны» на Государственный газовый концерн «Газпром» была возложена организация хозяйственного управления Единой системой газоснабжения страны на условиях передачи указанного имущества в полное хозяйственное ведение Государственному газовому концерну «Газпром».

В соответствии с Указом Президента РФ от 05.11.1992 № 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» в целях обеспечения надежного газоснабжения потребителей Российской Федерации эффективного функционирования и развития Единой системы газоснабжения страны в условиях приватизации государственной собственности Правительству РФ было поручено учредить на базе Государственного газового концерна «Газпром» Российское акционерное общество «Газпром» (РАО «Газпром»), с возложением на данное акционерное общество ответственности за обеспечение:

  • надежного газоснабжения потребителей Российской Федерации, а также поставок газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям;
  • единой научно-технической и инвестиционной политики по реконструкции и развитию Единой системы газоснабжения;
  • строительства и финансирования газопроводов — отводов высокого давления для газификации села;
  • контроля за функционированием Единой системы газоснабжения страны;
  • — доступа любого производителя к газотранспортной системе страны пропорционально объему добываемого им на территории Российской Федерации газа при соблюдении единого механизма регулирования цен.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1993 года № 138 « Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром» учреждено Российское акционерное общество «Газпром» (РАО «Газпром»).

Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» ОАО «Газпром» включен в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ Российской Федерации. Критерием для отнесения ОАО «Газпром» к стратегическому предприятию явилось осуществление им геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения.

Указанный статус в соответствии с действующим законодательством влияет на следующие принципиально важные сферы деятельности ОАО «Газпром»,как акционерного общества:

Ограничения на приобретение акций ОАО «Газпром» иностранными инвесторами. Так, положениями Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, и (или) совершении сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами.

Особенности проведения процедуры банкротства. Параграфом 5 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривается особый порядок при осуществлении мер по предупреждению банкротства, принятии решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании их банкротами и проведении процедур банкротства.

Особенности приватизации. В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

Согласно п.4 ст.7 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» акции открытого акционерного общества «Газпром» включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона.

Особенности правового положения ОАО «Газпром» являются предметом правовых исследований. Данную компанию не случайно называют глобальной энергетической компанией.

Данное определение вытекает из нескольких важных факторов:

  1. Многофункциональность бизнеса — в настоящий момент Группа Газпром реализует полный технологический цикл, связанный с разведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией природного газа и газового конденсата. Кроме того, два крупнейших дочерних холдинга Газпрома — «Газпром нефть» и «Газпром энергохолдинг», являются вертикально-интегрированными холдингами по разведке, добыче, транспортировке и переработке жидких углеводородов и производству электрической и тепловой энергии соответственно.
  2. Масштабы бизнеса в России и мире — Газпром располагает самыми крупными запасами природного газа в мире. Его доля в мировых запасах газа составляет 18%, в российских — 72%. На «Газпром» приходится 14% мировой и 74% российской добычи газа. Более половины добываемого газа реализуется на внутреннем российском рынке. Кроме того, компания поставляет газ в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья. В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 г. в настоящее время Группа Газпром реализует масштабные проекты по освоению полуострова Ямал, континентального шельфа арктических морей, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом.

Газпром — крупнейшая компания в России по капитализации и первая из российских в мире.

Указанные факторы свидетельствуют об исключительном значении ОАО «Газпром» в экономике Российской Федерации, что обусловливает специфику правового положения данного общества.

Нормы о правовом положении организации — собственника региональной системы газоснабжения закреплены в ст.7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В собственности данной организации находится имущественных производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независимый от Единой системы газоснабжения.

Нормы о правовом положении организации — собственника газораспределительной системы также закреплены в ст.7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Под указанной организацией понимается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

В собственности данной организации находится имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации и независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения.

В качестве примера одной из крупных организаций — собственника региональной системы газоснабжения может быть приведено ОАО «Сахатранснефтегаз», обеспечивающее газоснабжение потребителей Республики Саха (Якутия).

В соответствии со ст.23_2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению.

В том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных ч.2 ст.17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством РФ.

Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Дополнительные права и обязанности организаций — собственников газораспределительных сетей по эксплуатации газораспределительных систем закреплены также Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878.

Под независимой организацией в соответствии со ст.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» понимается организация, которая осуществляет производство и поставки газа и является независимой от организации собственников систем газоснабжения и организаций — собственников газораспределительных систем.

В настоящее время в число крупнейших независимых производителей газа входят ОАО «Новатек», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Лукойл».

Положения, обеспечивающие доступ независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром», обязанности независимых организаций, использующих газотранспортную систему ОАО «Газпром» закреплены в Постановлении Правительства РФ от 14.07.1997 № 858 « Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)