Правовая база регулирования корпоративных отношений

Правовая база регулирования корпоративных отношений в Российской Федерации включает:

  • общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договора РФ;
  • Конституция РФ и федеральные конституционные законы;
  • законодательство в узком смысле этого слова как совокупность федеральных законов;
  • иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы корпоративного права: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти;
  • акты органов власти и управления субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции;
  • локальные нормативные акты (внутренние документы) корпораций;
  • договоры.

Одним из основополагающих документов является Гражданский кодекс РФ в редакции от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016), предусматривающий различные организационно-правовые формы корпораций, закрепляющий особенности каждого вида корпорации, права и обязанности их участников.

Основные начала корпоративного права заложены в гл. 4 ГК РФ “Юридические лица”, посвященной общим положениям о юридических лицах, а также их отдельным видам.

Так, в ст. 65.1 ГК РФ (введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ), все организации делятся на две основные группы – корпоративные юридические лица (корпорации) и унитарные юридические лица.

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).

Права и обязанности участников корпорации представлены в таблица 2.1. В соответствии со ст.65.3 ГК РФ определен порядок управления в корпорации. Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников.

В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации.

Правовая база регулирования корпоративных отношений

К исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

  • определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;
  • утверждение и изменение устава корпорации;
  • определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
  • образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
  • принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.

В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

В случаях, предусмотренных ГК РФ, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

К компетенции указанных органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и коллегиального органа управления.

Наряду с исполнительными органами, указанными выше, в корпорации может быть образован коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации.

Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

В ГК РФ добавлена новая статья 67.2, которая вводит понятие корпоративного договора. Все участники хозяйственного общества или только некоторые из них будут наделены правом заключить между собой договор об осуществлении своих корпоративных (членских) прав.

Стороны договора обязуются осуществлять свои корпоративные права определенным образом или наоборот отказаться от их осуществления. Например, в корпоративном договоре можно будет установить обязанность подписавших его лиц голосовать на общем собрании участников общества определенным образом.

Корпоративный договор должен быть составлен в письменной форме в виде одного документа, подписанного всеми сторонами. Заключив такой договор, участники хозяйственного общества обязаны уведомить об этом общество. Раскрывать содержание договора необязательно.

Согласно изменениям, внесенным в часть 3 статьи 55 ГК РФ помимо необходимости указания представительств и филиалов в учредительных документах создавшего их юридического лица, нужно будет также сообщать о них в регистрационные органы для включения соответствующей информации в ЕГРЮЛ.

В старой редакции информация о представительствах и филиалах должна была содержаться только в учредительных документах организации.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) “О защите конкуренции” (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

  • монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Еще одним основополагающим документом, регулирующим деятельность корпораций, является Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) “Об акционерных обществах”, который определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 27.12.2018) “О рынке ценных бумаг” регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе корпораций.

В хозяйственную деятельность предприятия не вправе вмешиваться не только государственные органы, а вообще никто, кроме случаев, установленных законом.

Еще одним важным событием в развитии корпораций и корпоративного управления в РФ стало принятие Федерального закона “О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 03.07.2016 № 236-ФЗ, который внес поправки в ряд статей Гражданского кодекса РФ, и благодаря которому появилось понятие «публично-правовой компании» и внесены изменения в понятие «государственная корпорация».

Определенными полномочиями в отношении корпоративных субъектов обладают различные государственные органы. Эти полномочия распространяются на хозяйствующие субъекты – корпорации в той мере, в какой это необходимо для защиты публичных интересов.

К числу органов, уполномоченных осуществлять регулирование деятельности корпорации, можно отнести:

  1. Федеральную службу по финансовым рынкам;
  2. Федеральную антимонопольную службу;
  3. Федеральную налоговую службу;
  4. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  5. Федеральную инспекцию труда.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг корпораций через такие действия, как: установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, гос. регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, лицензирование деятельности участников рынка ценных бумаг, создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, запрет и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. ФСФР России принимает нормативные акты в пределах своей компетенции, осуществляет контроль и надзор в сфере финансовых рынков.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводит государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, предупреждению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий.

В целях осуществления своих полномочий ФАС России вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства:

  • возбуждать дела, по результатам которых принимать решения и выдавать предписания;
  • привлекать корпорации и их руководителей к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
  • проводить поверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами;
  • обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
  • участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства;
  • устанавливать наличие доминирующего положения на рынке;
  • давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;
  • формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%;
  • давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и введении нетарифных мер;
  • проводить анализ состояния товарных рынков.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет систему контроля за соблюдением корпорациями законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Для осуществления контрольных функций налоговые органы вправе:

  • требовать от налогоплательщика (налогового агента) документального подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов;
  • проводить налоговые проверки;
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;
  • вызывать в налоговые органы налогоплательщика (налоговых агентов) для дачи пояснений;
  • приостанавливать операции по счетам и налагать арест на имущество налогоплательщиков (налоговых агентов);
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории;
  • проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  • требовать от налогоплательщиков (налоговых агентов) устранения нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам, заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных корпорациям лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, предъявлять в суды общей юрисдикции (арбитражные суды) иски, связанные с нарушением налогового законодательства.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) – государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов.

Технические регламенты принимаются с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений и т.п.

При этом корпорации могут самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Для обеспечения своих функции Ростехрегулирование вправе:

  • требовать от изготовителя (продавца и т.п.) предъявления декларации о соответствии сертификата соответствия требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
  • осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов;
  • выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;
  • принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушение требований технических регламентов;
  • приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  • привлекать изготовителя (продавца и т.п.) к установленной ответственности.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ.

В целях реализации своих контрольных полномочий должностные лица – государственные инспекторы труда вправе осуществлять проверки предприятий и организаций различных организационно-правовых форм на предмет соблюдения действующего трудового законодательства.

В случае обнаружения нарушений государственный инспектор вправе применять меры, направленные на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав работников предприятий (организации).

Наряду с федеральными законами к корпоративному законодательству относятся многочисленные подзаконные акты:

  • указы Президента РФ,
  • постановления Правительства РФ,
  • ведомственные нормативные акты,
  • внутренние документы, или локальные нормативные акты, в корпоративной сфере – это нормативные акты, принимаемые субъектами частного права и обязательные для всех участников (акционеров), членов органов корпорации.

Принимаемые корпорациями, не противоречащие законодательству внутренние документы, имеют обязательную силу для всех субъектов: органов управления и контроля, участников, структурных подразделений, работодателей, работников.

Локальные нормативные акты, принятые в соответствии с законодательством, должны иметь обязательную силу и для арбитражных судов, в частности, при рассмотрении любых споров, вытекающих из внутренней деятельности общества, например, из взаимоотношений хозяйственного общества и акционеров (участников).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)