Право на социальное обеспечение в законодательстве зарубежных стран

Несмотря на глобальную тенденцию к расширению сферы охвата социальной защиты, особенно в странах со средним уровнем доходов, лишь 27% населения земного шара имеет доступ к комплексным системам социального обеспечения, в то время как 73% охвачено ими частично или не охвачено вовсе.

Почти половина (48%) всех лиц старше пенсионного возраста не получают пенсий. Только 28% занятых женщин пользуются защитой благодаря денежным пособиям по беременности и родам, которые обеспечивают им определенные гарантии доходов в конце беременности и после рождения ребенка.

В соответствии с действующим национальным законодательством лишь 28% работников во всем мире обладают потенциальным правом на получение пособий по безработице.

Около 33,9% рабочей силы имеет законное право на защиту от производственных травм, которое гарантируется системами обязательного социального страхования.

Даже при наличии добровольного социального страхования и положений об ответственности работодателя, соответствующее законодательство распространяется лишь на 39,4% работников.

За рамками системы здравоохранения находится 39% населения мира. Эти цифры показывают, что миллиарды людей не имеют социальной защиты даже на минимальном уровне.

В экономически развитых странах Европы права человека, в т.ч. на социальное обеспечение, закреплены на самом высоком уровне, их развитие имеет богатую историю.

Так, действующая Конституция Франции 1958 г., в отличие от конституций других европейских стран, не содержит глав, закрепляющих права человека. Однако в ней содержится отсылка к Преамбуле Конституции 1946 г. и, что особенно интересно, напрямую к Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Именно поэтому во Франции считается аксиоматичным, что ухудшение положения даже отдельной категории граждан может восприниматься как первый шаг в посягательстве на права всех и вызывать общий социальный протест. Более того, наблюдается стремление к стопроцентному охвату населения системой социального обеспечения, а надежная социальная защита рассматривается как надежная гарантия демократии.

Интересно
Великобритания – первая капиталистическая страна, которая в 80-х гг. ХVIII в. ввела законодательное регулирование организации труда с помощью фабричного законодательства, а в 70-е гг. ХIХ в. приняла нормативные акты по обязательному страхованию отдельных категорий рабочих в случае утраты трудоспособности на производстве.

Идейные основы и законодательные принципы современной британской системы социальной защиты были предложены лордом У. Бевериджем в 1942 г. Предложенная концепция базировалась на принципах единообразия, универсальности и всеобщности.

После окончания Второй мировой войны был принят ряд законов, призванных воплотить предложенную концепцию в жизнь: законы 1946 г. «О национальном страховании», «О страховании от производственных увечий», закон 1945 г. «О семейных пособиях», закон 1948 г. «О государственном вспомоществовании».

Они способствовали формированию единой системы социального страхования и обеспечения, существенному увеличению выделяемых из госбюджета средств на социальную поддержку населения, введению всеобщего бесплатного медицинского обслуживания. Германия – социальное государство (ч. 1 ст. 20 Конституции).

Этот принцип в Основном Законе не конкретизируется, его нормативное содержание можно понять только на практике. Констатация социального характера государства – это задача, цель и правовая норма одновременно.

Правовая доктрина Германии считает, что социальное государство – это то государство, которое помогает слабому повлиять на распределение благ в духе справедливости, чтобы обеспечить каждому немцу достойное человека существование. Сегодня, как никогда прежде, большинство граждан ФРГ обеспечено социальными гарантиями и экономическим благосостоянием.

Традиционно значительное внимание уделяется праву на социальное обеспечение и социальную защиту в странах постсоветского пространства, входящих в настоящее время в ЕврАзЭС.

Так, ст. 28 Конституции Республики Казахстан гарантирует гражданам минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и иным законным основаниям.

Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 47 Конституции Республики Беларусь. Статьями 38 и 39 Конституции Республики Таджикистан гарантируется право на охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случаях болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, определяемых законом.

Аналогичные нормы установлены ст. 9 Конституции Киргизской Республики – обеспечение поддержки социально незащищенных категорий граждан, охраны здоровья, развитие системы социальных служб, медицинского обслуживания, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Системы социального обеспечения европейских стран имеют много отличий, однако в них существует практически 100-процентный охват населения системами социального обеспечения.

Иностранные граждане также могут являться получателями социальной помощи. Иностранные работники имеют право на получение пенсий и пособий на страховой основе.

Неработающие могут рассчитывать на социальную помощь и пособия на детей за счет государства, в котором они находятся.

Интересно
Надо отметить, что некоторые преимущества на социальное обеспечение имеют лица со статусом постоянного жителя или гражданина государства-участника «общего рынка» по сравнению с гражданами других государств.

Так, например, во Франции некоторые пособия, выплачиваемые из фондов, сформированных не на основе взносов, выдаются только гражданам Франции и стран ЕЭС.

Лица, не являющиеся гражданами стран ЕЭС, не имеют, например, права на пособия, выплачиваемые из так называемого «фонда национальной солидарности», созданного с целью оказания помощи нуждающимся старикам.

Что касается видов социального обеспечения, то они вполне традиционны и соответствуют международным стандартам.

К ним относятся пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, пособия по болезни, в случае производственной травмы и профессионального заболевания, по безработице, по материнству, семейные пособия, медицинское обслуживание.

Пенсионное обеспечение во Франции, Великобритании и Германии построено по схожим схемам и состоит из трех уровней:

  • государственное обязательное пенсионное обеспечение, предусматривающее выплату базовой пенсии определенного размера;
  • обязательное пенсионное страхование;
  • добровольное пенсионное страхование в рамках частных пенсионных фондов.

В соответствии с требованиями международных актов в указанных странах получило широкое распространение социальное страхование и такой его вид, как пенсионное.

При этом пенсионное страхование в Германии имеет длительную историю: первый пенсионный фонд в Пруссии создан в 1825 г. (правда, не для рабочих, а для чиновников), а в 1889 г. по инициативе Отто фон Бисмарка была организована государственная система пенсионного обеспечения, был принят Закон о страховании по инвалидности и возрасту.

С тех пор, конечно же, система социального страхования развивалась и неоднократно реформировалась, но основополагающие принципы, предложенные Бисмарком, действуют и сегодня в Германии, как и во многих европейских странах.

Отдельные элементы социальной защиты Великобритании, такие, как пенсии по старости, страхование по болезни, существовали еще в конце XIX – начале XX в. Таким образом, международное законодательство изначально складывалось, опираясь в т.ч. на опыт данных стран.

Значительное место в системах социального обеспечения в зарубежных странах отводится институту социальных пособий.

Большое внимание в зарубежных странах уделяется социальному обеспечению работников в случае производственной травмы.

Денежные выплаты и медицинская помощь финансируются как за счет страховых взносов (фиксированных или дифференцированных), так и за счет государства.

В некоторых странах в категорию застрахованных включаются самозанятые работники: например, в Дании, Испании, Норвегии и др. взносы выплачиваются на добровольной основе, в Испании, Франции – на обязательной.

Во Франции производственный травматизм и профессиональные заболевания рассматриваются как специфический риск профессиональной деятельности (профессиональный риск), связанный с производственными травмами, травмами по пути на рабочее место и обратно, а также с профессиональными заболеваниями.

Страхование от несчастных случаев на производстве является обязательным для всех наемных работников.

В Великобритании система социального обеспечения на случай производственного травматизма представляет собой набор пособий для покрытия рисков потери жизни и здоровья вследствие производственных травм и профессиональных болезней, полученных пострадавшим в результате аварий и других несчастных случаев на производстве во время выполнения своих профессиональных обязанностей.

Надо отметить, что особое внимание уделяется выполнению правил технической безопасности. Пособие не выплачивается, если несчастный случай на производстве произошел по вине пострадавшего.

В Германии понятие «несчастный случай» распространяется не только на сферу производства и профессиональной деятельности, но и на сопутствующие этой деятельности обстоятельства, такие, как происшествие, имевшее место по пути на работу или с работы, а также профессиональные заболевания, перечень которых содержится в каталоге, разработанном федеральным правительством.

Характерной чертой страхования от несчастных случаев является его обязательность для большинства групп занятого населения (рабочих, служащих, надомных работников, фермеров, безработных), а также студентов, учащихся и детей, посещающих детские дошкольные учреждения. В обязательном порядке страхуются и работодатели.

Неотъемлемой частью систем социального обеспечения развитых стран являются пособия семьям, имеющим детей. Практически пособия на детей превратились в универсальную и доступную всем льготу, финансируемую как за счет обязательного социального страхования, так и за счет налоговой части госбюжета.

Ими охвачены и самостоятельно занятые люди, и безработные, и, например, в Великобритании – все население. Получение пособия на детей не предусматривает выплаты взносов, они не облагаются налогом и выплачиваются лицу, на чьем попечении находится ребенок.

Пособие на детей является «универсальным» пособием. Под этим термином подразумевается, что оно выплачивается всем лицам, заботящимся о детях, независимо от их доходов.

Пособия на детей в развитых странах выплачиваются до достижения ими 16-18 лет (учащимся до 21-27 лет). В Германии и Великобритании детские пособия платят всем, начиная со второго ребенка.

Во Франции и Великобритании выдаются специальные пособия для детей-инвалидов. Так, например, в Великобритании существует также Фонд поддержки семей с детьмиинвалидами (The Family Fund), который был создан на деньги правительства, но передан в доверительное управление независимой благотворительной организации.

Он предназначен для поддержки преимущественно малоимущих семей, имеющих детей-инвалидов. Кроме того, во Франции с 1946 г. право на финансируемые государством пособия на семьи получили и иностранцы.

По причине того, что в семьях иностранцев, как правило, бывает много детей, а доходы их довольно невысокие, они получают даже большую долю этих пособий, чем французы.

Самостоятельным видом пособия является пособие по беременности и родам. В зарубежных правовых актах предусматривается и такой особый субъект, как женщина в период беременности и родов (женщина, выполняющая функции материнства), для которого, в соответствие с международными актами, предусмотрена необходимость особой охраны и заботы.

В качестве мер по охране материнства женщины имеют право на предоставление декретного отпуска и его оплату, например, во Франции, Австрии, Испании отпуск составляет 16 недель, Великобритании, Дании, Беларуси, Узбекистане – 18, Германии, Швеции – 14, Лихтенштейне – 20.

В Великобритании декретный отпуск оплачивается и неработающим женщинам. Во Франции выплачивается послеродовое пособие всем, в Великобритании – только нуждающимся семьям. В Германии и Франции предоставляется дополнительное оплачиваемое время для кормления ребенка грудью.

Программы защиты от безработицы в европейских странах строятся или только по страховым схемам, или по смешанным: страховым и социальным.

В целом в странах Западной Европы пособие по безработице получают около 70% безработных (для сравнения: в целом в мире – около 12,5%, в России – 20,5%, в Беларуси – 46,1%).

Важным элементом социальной политики в западноевропейских странах является медицинское страхование и здравоохранение.

Так, во Франции и Германии существует преимущественно страховая система здравоохранения (74% и 90% всех расходов на здравоохранение соответственно).

Собственно основополагающие принципы страховой модели медицины, которые в дальнейшем послужили образцом для других индустриальных государств, были заложены именно в Германии в правление канцлера О. Бисмарка путем преобразования медицинских фондов в обширную и устойчивую систему медицинского страхования.

Во Франции она подразделяется на несколько отдельных систем, различающихся по профессиональному признаку. Наиболее крупная, охватывающая свыше 80% населения, – общая система едицинского страхования (Regime general d’assurance maladie).

Наряду с ней существуют другие, более мелкие страховые режимы для работников отдельных профессиональных групп и отраслей.

Страхованием по болезни охвачено 99% населения. Медицинские, стоматологические и фармацевтические, а также больничные расходы включают расходы не только самого застрахованного, но и его супруга или супруги, детей до 20 лет, совместно проживающих родственников, ведущих с ним общее домашнее хозяйство.

Система здравоохранения ФРГ в основном финансируется посредством отчислений с заработной платы и других общественных фондов, которые составляют примерно три четверти совокупных расходов на здравоохранение. Около 23% расходов покрываются за счет государства.

Система медицинских услуг в Великобритании, в сущности, сформировалась под влиянием идей, впервые воплощенных в модели бюджетного здравоохранения СССР.

Основной принцип системы медицинского страхования в Великобритании – общедоступность медицинских услуг для всех жителей страны. Финансирование медицинской помощи, предоставляемой населению, осуществляется из средств государственного бюджета и частично за счет социального налога, выплачиваемого наемными работниками и работодателями.

Интересно
Существует также программа Национальной службы здравоохранения, в рамках которой некоторым категориям граждан часть медицинских услуг, обычно предоставляемых на платной основе, оказывается бесплатно.

Причем данная программа охватывает достаточно широкий круг лиц: детей и подростков до 16 лет (учащихся до 19 лет включительно), пожилых (старше 60 лет), беременных женщин и матерей с детьми до 1 года, работающих инвалидов, ветеранов войн, лиц, страдающих определенными болезнями, и др.

Право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей имеют:

  • дети в возрасте до 3 лет;
  • дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
  • инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
  • воины-интернационалисты;
  • лица, страдающие заболеваниями, которые входят в специальный перечень Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
  • Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и некоторые другие категории граждан.

В Республике Беларусь также сохранена государственная бюджетная система здравоохранения, которая обеспечивает 100-процентный охват населения медицинским обслуживанием.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)