Правила и порядок составления штатного расписания медицинской организации

Правила и порядок составления штатного расписания периодически освещаются в специальной литературе.

Штатное расписание отражает:

  • структуру медицинской организации по профилям отделений, кабинетам (отделениям) врачебного приема и другим подразделениям;
  • численность работников по каждому структурному подразделению дифференцированно по группам работников и в целом по медицинской организации в указанной дифференциации;
  • размер финансирования введенных в штатное расписание должностей.

Форма штатного расписания (унифицированная форма № Т-3) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1, извлечения из этого документа приведены в табл. 4.1.

Штатное расписание подписывается руководителем кадровой службы и главным бухгалтером. Ранее действовал приказ Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 № 16, отдельные положения которого могут быть использованы при подготовке штатного расписания и ссылка на который имеется в письме ФФОМС от 06.04.2015 № 1726/30-4 «О порядке формирования штатных расписаний».

Для составления штатного расписания необходимо располагать следующими данными:

  • штатными нормативами медицинских и других работников для данного типа медицинской организации, подразделений и должностей; Положением о системе нормирования труда, разработанным в соответствии с приказом Минтруда России № 504;
  • показателями деятельности медицинской организации: мощность и структура, демографические данные о прикрепленном контингенте населения, режим работы отдельных служб, объем работы организации и ее структурных подразделений и т.д. Эти сведения приводятся в справке о плановых показателях (контрольных цифрах). В этом документе отражаются следующие данные, необходимые для расчета численности должностей:
    • численность прикрепленного к учреждению населения и его отдельных контингентов;
    • число коек и их профиль;
    • организация и централизация отдельных видов медицинской помощи;
    • режим работы медицинской организации и ее отдельных подразделений;
    • показатель объема работы.
Документ был введен впервые Методическим письмом «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, врачебных и фельдшерских здравпунктов», утвержденным 08.01.1969 № 02-14/4, к приказу министра здравоохранения СССР от 30.04.1968 № 340.

В последующем в ряде нормативно-правовых документов, например в приказе Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999 «Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек» (приложения 5, 6), в приказе Минздрава СССР от 09.01.1981 № 15 «О штатных нормативах медицинского персонала и работников кухонь городских больниц для долечивания» (приложение 2) приводились образцы справок о плановых показателях. Образцы справок о плановых показателях разрабатывались и приводились и в ряде научных исследований, например, по станциям скорой медицинской помощи, по учреждениям Госсанэпиднадзора.

  • данными государственного (муниципального) задания, которое формируется органом управления здравоохранением для каждой медицинской организации на основе территориальной программы с учетом заболеваемости и возрастно-полового состава населения, расселения жителей, развития и состояния сети медицинских организаций, доступности основных и специализированных видов медицинской помощи и т.д.;
  • перспективами развития той или иной службы, направлениями оказания медицинской помощи, прогнозом заболеваемости и демографической ситуации в районе обслуживания, экономическими возможностями региона;
  • номенклатурами медицинских организаций, должностей, специальностей, коечного фонда.

Общая схема расчетов представлена на рис. 4.1.

В указанном Методическом письме к приказу министра здравоохранения СССР от 30.04.1968 № 340, утвержденном Министерством здравоохранения СССР от 08.01.1969 № 02-14/4, наряду со справкой о плановых показателях, приводятся и основные положения методики определения численности должностей медицинских работников.

Документом предусматривается последовательность расчета как по отдельным группам работников, так и по отдельным должностям, и при расчетах при составлении штатного расписания нецелесообразно отступление от этого порядка.

Последовательность расчетов следующая:

  1. Проводится расчет числа должностей врачей основных специальностей. Понятие «врачебные должности основных специальностей» включает должности, подлежащие замещению врачами, которые определяют тактику лечения и непосредственно осуществляют лечебно-диагностический процесс как в амбулаторных, так и в больничных подразделениях.
  2. Выделяется число врачебных должностей, ведущих амбулаторный прием, из общего расчетного числа врачебных должностей основных специальностей. Необходимость выделения численности врачебных должностей по амбулаторному приему обусловлена тем, что, в зависимости от их числа согласно штатным нормативам, определяется количество должностей врачей и ряда должностей среднего медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы. Перечень должностей, не относящихся к врачам амбулаторного приема, приведен в приказе Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999.
  3. Увеличивается или уменьшается расчетное число врачебных должностей по амбулаторному приему при централизации стоматологической или других видов помощи.
  4. Определяется число должностей заведующих структурными подразделениями по основным специальностям: раздельно по должностям, вводимым сверх числа соответствующих врачебных должностей и вводимым за счет этих должностей.
  5. При расчете должностей заведующих отделениями по основным врачебным специальностям в амбулаторно-поликлинических учреждениях (подразделениях) учитываются, как правило, должности врачей одноименной специальности. В ряде случаев допускается включение в число врачей, в зависимости от которых рассчитываются должности врачей-руководителей, и некоторых должностей врачей других смежных специальностей. Так, при определении заведующих терапевтическими отделениями могут учитываться должности врачей-терапевтов подростковых, цеховых врачебных участков, врачей-кардиологов и ревматологов; педиатрическими отделениями – врачей – детских кардиологов.
  6. Должности врачей – травматологов-ортопедов могут быть включены в состав хирургического отделения в том случае, если в поликлинике не может быть создано самостоятельное травматолого-ортопедическое отделение. В стоматологическое отделение могут включаться врачи – стоматологи-протезисты. Два и большее число должностей заведующих отделениями по одноименным специальностям могут приниматься в расчет лишь по терапевтическим, стоматологическим и педиатрическим отделениям. При этом по стоматологическим зубопротезным отделениям в штатное расписание медицинской организации могут вводиться не более двух должностей заведующих при числе врачей – стоматологов-протезистов более 12. Создание двух или нескольких отделений других профилей с установлением должностей заведующих не предусмотрено. При расчетах должностей заведующих отделениями в стационарах могут учитываться и койки палат другого профиля, входящие в состав соответствующего отделения. Например, урологические койки в хирургическом отделении; койки палат для госпитализации больных кардиологического профиля, входящие в состав терапевтического отделения.
  7. Рассчитывается число должностей врачей вспомогательной лечебно-диагностической службы. В штатных нормативах предусматривается установление численности должностей медицинского персонала вспомогательной службы из расчета на определенную величину показателя: число коек, должностей врачей амбулаторного приема, население, физиотерапевтических единиц и т.д. В соответствии со штатными нормативами в областных (краевых) и городских больницах расчет числа должностей медицинского персонала лабораторий, медицинских сестер по массажу, инструкторов по лечебной физкультуре производится, исходя из общего количества коек и дополнительно в зависимости от числа коек ряда специализированных отделений: гематологического, нефро-логического, травматолого-ортопедического и др. При наличии в больничном учреждении указанных специализированных отделений сначала определяются перечисленные работники по общему числу сметных коек медицинской организации, а затем – по числу коек каждого из профильных подразделений, и число должностей по этим расчетам суммируется.
  8. Определяется число заведующих подразделениями вспомогательной службы с одновременным уменьшением соответствующего числа врачебных должностей. При определении численности должностей заведующих указанных подразделений больниц, имеющих в своем составе поликлинику (поликлиники), учитывается лишь по одной должности заведующего. Каждая из указанных должностей рассчитывается по штатным нормативам стационаров, т.е. вместо одной должности соответствующего специалиста. При этом должности врачей, которые устанавливаются по нормативам поликлиник и по нормативам стационаров, суммируются. Например, по штатным нормативам можно ввести 0,5 должности врача клинической лабораторной диагностики в поликлинике и 0,5 должности этого специалиста в стационаре больницы, т.е. всего указанной больнице положена одна должность врача клинической лабораторной диагностики. Вместо нее вводится должность заведующего.
  9. Рассчитывается число должностей общих больничных (общих поликлинических) работников: заведующих поликлиниками, заместителей главного врача. Фактическое введение в штатное расписание меньшего против расчетного числа врачебных или других должностей, в зависимости от которых согласно штатным нормативам исчисляется количество должностей руководителей и их заместителей, не влечет за собой уменьшения этих должностей. Например, городской поликлинике положено 28 должностей врачей амбулаторного приема, а фактически в штатное расписание введено 24 должности. Должность заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности устанавливается при числе врачей амбулаторного приема не менее 25, и в данном случае эта должность может быть введена в штатное расписание данной медицинской организации.
Представленный порядок проведения расчетов численности должностей применяется во всех медицинских организациях с учетом их специфики. Так, в полном объеме методика может применяться для расчета численности должностей амбулаторно-поликлинических медицинских организаций, а для учреждений, имеющих только стационар, пункты 2 и 3 методики не используются.

Указанная последовательность расчетов должна сочетаться с определенным порядком представления нормативов по труду в штатных нормативах. В этих нормативно-правовых документах штаты должны представляться в следующей последовательности:

  • врачебный персонал: врачи основных специальностей, заведующие отделениями; врачи вспомогательной лечебно-диагностической службы, заведующие этими подразделениями; заместители главного врача;
  • средний медицинский персонал: медицинские сестры, старшая медицинская сестра;
  • младший медицинский персонал: санитарки, сестра-хозяйка.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)