Позиционирование продукта на рынке

В 1959 г. компания по прокату автомобилей “Авис” сказала новое слово в истории рекламы, открыто признав, что она является лишь “компанией номер два”. “Вот почему, — говорилось в рекламном объявлении, — мы работаем старательнее других”.

Рекламная кампания фирмы “Авис” имела огромный успех. Почему? Из-за того, что “работала старательнее”? Каково было реальное или воображаемое различие между “Авис” и другими прокатными компаниями? Ответ один: позиционирование. В одной и той же сфере деятельности за пальму первенства борется множество изделий и услуг.

Если конкретное изделие имеет отличительные признаки или качества, то оно занимает определенное место, уровень или позицию в сознании потребителей. По этой причине часть усилий по сбыту своей продукции должна быть направлена на выявление незанятых позиций в умах потребителей, которые следует заполнить разработанными с этой целью изделиями или услугами.

Последние могут завоевать эти позиции несколькими способами. Они могут быть распределены по уровням согласно их полезности, в соответствии с их отличительными признаками или по
принадлежности к определенному рынку, где они пользуются спросом. Продукт может занимать свою позицию даже в соответствии с тем, как он классифицируется (например, по удобству приобретения, а не по условиям выбора).

Как показал пример компании “Авис”, нельзя недооценивать то, какую позицию устанавливает для продукта реклама, и как эта позиция соотносится с прочими элементами комплекса маркетинга. Какую же позицию заняла “Авис”? Она не располагала другими свойствами продукта, которые отличались бы от продукта “Херц”, “Нэшнл” или любой другой
прокатной компании. Различий между этими продуктами практически не существовало.

Однако “Херц” в большей степени выделялась среди остальных, поскольку была наиболее крупной и общеизвестной. “Авис” же использовала это знание с тем, чтобы противопоставить себе “Херц” как альтернативу. Говоря о себе как о “номере два”, “Авис” выделилась среди прочих и таким образом завоевала известность.

Ее заявление о “большем старании” логически вытекало из факта своего подчиненного положения, и потребительская масса этому поверила (более подробно о позиционировании см. раздел “Люди рекламы” о Райзе и Трауте).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)