Повышение эффективности обучения курсантов военного вуза на основе применения технологий наглядности

Военное образование в России является феноменом отечественного образовательного пространства, объединяющим в себе специфический механизм реализации практико-ориентированного подхода и профессиональной направленности с системой формирования гуманитарных знаний, научного мировоззрения, методологических установок и широкой эрудиции подготовки на формирование научных знаний, мировоззренческих и широкой эрудиции у обучающихся.

В ходе брифинга, проходившего в рамках Международного военно- технического форума «Армия-2020», статс-секретарь – заместитель министра обороны Российской Федерации Николай Панков отметил ежегодный рост востребованности российского военного образования на между- народном уровне.

Такое внимание обусловлено тем, что система высшего военного образования во все времена обеспечивала не только высокий уровень без- опасности государства, но и являлась лидером научно-технического прогресса по созданию новейших образцов вооружения и военной техники, разработки стратегии и тактики вооруженной борьбы, т. е. обеспечения национальной безопасности в целом.

По мнению В. Путина, «подготовка офицерских кадров является, без- условно, фундаментом Вооруженных Сил. И он должен быть надежным, прочным, отвечающим требованиям времени и рассчитанным, что очень важно, на перспективу».

Переоснащение армии и флота, а так же возрастающая роль Вооруженных сил в РФ и мировом масштабе ставит перед военным образованием новые задачи по подготовке военных специалистов способных не только умело применять новейшие образцы вооружений и военной техники, но и компетентно, ответственно, свободно владеть своей профессией и ориентироваться в смежных областях деятельности.

В то же время, по мнению авторов статьи, существует и ряд проблем среди которых – увеличение объема информации, которую должен усвоить курсант в условиях изменения сроков обучения с пяти лет на четыре года (для училищ с 4х летним обучением), а так же недооценка роли гуманитарно-экономических дисциплин в военно-профессиональной под- готовке офицерских кадров.

Однако главным при этом остается необходимость вооружить обучающегося фундаментальными знаниями и пониманием основных законов развития науки и общества, так как эти знания являются той основой, на которой можно строить любое знание, что особенно важно для военного специалиста. В.А. Самонов, например, полагал, что «мало еще солдата обучить стрельбе и ружейным приемам, нужно еще воспитать его любовь к Родине.

Нужно показать ему, что он защитник Отечества, нужно поднять уровень его образования до понимания того, что творится на божьем свете, иначе он будет не более как автомат, который не может проявить личной инициативы, которая так нужна в современной войне, ни силы воли, без которой нигде и ни в чем нет успеха».

В связи с этим необходим поиск новых методов и средств, которые с одной стороны позволят сжать учебный материал, а с другой дать возможность его полного усвоения. Так, например, ряд исследователей Омского государственного университета в статье «Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий» говорят о необходимости постоянного поиска новых путей получения знаний: «Как бы ни был эрудирован преподаватель, каким бы великолепным ни был учебник, даже в совокупности они не могут обладать всей необходимой информацией по тем или иным вопросам и быть истиной в конечной инстанции на долгие времена».

Интересно
Размышляя о новом содержании военного образования, Министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу отметил: «Система высшего военного образования, подготовка офицерских кадров является фундаментом Вооруженных Сил Российской Федерации. И он должен быть надежным, прочным, отвечающим требованиям времени и рассчитанным, что очень важно, на перспективу. <…> Выпускники военных вузов должны быть эрудированны и готовы решать самые сложные задачи. <…>

Для этого нужно запускать самые эффективные образовательные программы и продолжать обновление системы высшего военного образования, в том числе организацию и содержание обучения».

Отсюда вытекает необходимость поиска принципиально новых способов обучения, организации познавательной деятельности и выстраивания отношений сотрудничества между преподавателем и курсантом. Приоритетной задачей военного образования становится развитие мышления военного специалиста.

Современная педагогическая наука располагает достаточным количеством принципов, методов и средств обучения способных решить данную задачу, одним из них является применение наглядности на различных видах занятий.

Согласно Приказу Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. №670 в системе военного образования основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения, военные (военно-специальные) игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), самостоятельная работа обучающихся, консультации, практика, выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение выпускной квалификационной работы.

При подготовке и проведении любых видов занятий в военном образовательном учреждении необходимо учитывать, что в условиях современной армии, с ее постоянным обновлением и увеличением требований, важно не только транслировать знания курсантам, важно научить их самостоятельно добывать, анализировать и совершенствовать эти знания.

Такой перенос акцента с обучающей на преобразовательный вид деятельности накладывает определенные требования и на преподавателей, в частности владение современными и инновационными методами, формами и образовательными технологиями, направленными на стимулирование познавательной деятельности курсантов, формирование у них профессионально-ориентированного мышления, навыков и умений самостоятельной работы с первоисточниками и анализа учебной информации.

Важно добиваться развития у курсантов устойчивой памяти, собственных суждений, высокого уровня восприятия учебного материала, и, конечно, логического мышления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)