Последовательность подготовки и составления бизнес-плана
Рассмотрим основные правила оформления и структуру Вашего будущего бизнес-плана. Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой деятельности, размером предприятия и целью составления бизнес-плана.
Поэтому чем крупнее предприятие, тем сложнее, полнее и обоснованнее будет разработка Вашего бизнес-плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем бизнес-план крупного производства.
Обложка (титульный лист)
Народная мудрость гласит: по одежке встречают, а провожают по уму. Поэтому если Вы хотите сразу расположить к себе предполагаемых инвесторов, то начните с обложки.
Будет лучше, если обложка сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом Вашей фирмы. Это придаст Вашему бизнес-плану определенную солидность.
В то же время сделайте обложку как можно проще. Укажите себя, т. е. Ваше предприятие, организацию или того, кому Вы адресуете Ваше предложение, дату представления плана.
- Информация о Вашем предприятии:название предприятия, юридический адрес предприятия, номера телефонов и телефаксов (если таковые имеются), e-mail, Ф.И.О. лица, с которым можно контактировать по данному вопросу.
- Деловая часть: описание целей, потенциальных возможностей и перспектив.
- Размер необходимых инвестиций – текущие и ожидаемые потребности.
- Если возможно, укажите Ваших поручителей.
Оформление
При оформлении не заполняйте страницы большими объемами текста, таблиц и графи-ки, иначе это оттолкнет Вашего читателя (например, потенциального инвестора). Поэтому распечатывайте бизнес-план только с одной стороны листа либо через 1,5 интервал, либо неболь-шими абзацами через 1 интервал, пропуская между ними 1,5–2 интервала.
Основной текст лучше сделать 12–14 размера шрифта Times New Roman или Arial. Заголовки выделите или подчеркните. Распечатывайте бизнес-план на струйном или лазерном принтере (матричные принтеры непопулярны уже несколько лет) – это придаст Вашему бизнес-плану более солидный и респектабельный вид.
Лучше оформить бизнес-план либо в твердый переплет, либо в специальную папку с пружинками и прозрачной обложкой.
В содержании бизнес-плана необходимо перечислить все пункты Вашего бизнес-плана с указанием страниц по тексту.
Содержание (структура) бизнес-плана
Что же должно входить в содержание Вашего бизнес-плана? Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Обычно в нем предусматриваются разде-лы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый аспект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.
Кратко перечислим и раскроем основные пункты бизнес-плана.
Деловое резюме
После титульного листа и содержания Вашего бизнес-плана следует резюме. При написании ему следует уделить особое внимание. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над самим бизнес-планом, но при этом обычно помещается в начале – между второй и пятой страницами бизнес-плана.
Резюме – это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в оп-ределенном смысле представляет собой «визитную карточку» Вашего дела. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую Ваши инвесторы будут читать наиболее внимательно. Поэтому Вам следует убедиться, что резюме можно прочесть за несколько минут.
В резюме Вы должны в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно отметив:
- основные задачи бизнес-плана;
- привлекательность вашего бизнеса;
- Ваши перспективные оценки будущих прибылей и объемов продаж;
- процедуры возврата займов и кредитов инвесторам;
- размер требуемого капитала.
Такое резюме производит определенный обзор всего бизнес-плана в быстро читаемом виде. Никогда не пренебрегайте этим разделом – именно он показывает потенциальным инвесторам, можете ли Вы четко сосредоточиться на Ваших целях и заявить достойно о том, кто Вы, что Вы хотите и куда Вы стремитесь.
Анализ рынка
Во-первых, данный раздел подготавливает Вашего читателя (инвестора) к лучшему пониманию того, что Вы ему предлагаете, т. е. как Ваше предприятие вписывается в общую картину, какие существуют перспективы в той отрасли деятельности, к которой относится Ваш бизнес. Раздел обязательно должен включать следующие пункты:
- возможности роста бизнеса;
- названия новых продуктов, разработок и услуг;
- экономические тенденции в отрасли;
- перспективы и тенденции в сфере Вашей деятельности.
Во-вторых, Вы должны описать:
- основных потребителей Вашей продукции;
- основные рынки сбыта (в т. ч. Ваши сегменты рынка, их размер и месторасположение, перспективы на будущее);
- факторы, влияющие на вашу деятельность (например, сезонность, уровень жизни населения и пр.);
- основные тенденции и прогнозируемые изменения на Ваших основных рынках сбыта;
- результаты анализа рынка;
- Вашу рыночную стратегию развития предприятия.
Описание предприятия, проектируемой продукции или предоставляемых услуг
В этом разделе Вы должны подробно описать:
- Вашу продукцию или комплекс услуг;
- способность удовлетворять рыночные потребности;
- достоинства и недостатки Вашей продукции (услуг);
- уникальные преимущества по сравнению с продукцией или услугами конкурентов;
- жизненный цикл продукта (услуг);
- торговые секреты, патенты, авторские права;
- исследовательские и конструкторские работы (если они ведутся или планируются в будущем);
- Ваше предприятие, его организационно-правовую форму;
- основные и оборотные средства Вашего предприятия;
- общую потребность в капитале.
Продвижение товара на рынок (маркетинг), в т. ч.:
- стратегия продвижения товаров на рынок (маркетинговая стратегия);
- выявление условий снабжения и производства продукции;
- Ваши каналы сбыта продукции;
- организация сбыта продукции;
- рекламная политика продукции или услуг;
- ценообразование на продукты (услуги).
Производство
В данном разделе дается описание следующих ключевых моментов вашего бизнеса.
Определение потребности в ресурсах, в т. ч.:
- производственное и/или торговое помещение (размер и местоположение);
- Ваши производственные мощности;
- оборудование и оснастка;
- персонал;
- капитал;
Планирование потребности в оборотных средствах:
- сырье и материальные ресурсы;
- топливо и энергия;
- инструменты;
Описание:
- технологии;
- сущности технологического процесса (можно вынести в приложение к бизнес-плану);
- схемы производственных потоков (откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия);
Календарный план (увязывает все необходимые работы, исполнителей и сроки выполнения).
Структура Вашего предприятия. Управление. Персонал
Структура Вашего предприятия:
- организационно-правовая форма;
- организационная структура (отражает кто и чем будет заниматься, взаимодействие служб друг с другом, координация и контроль их деятельности);
Управление:
- группа управления (их образование, опыт и стаж работы, автобиографии, функции, права и обязанности, полезность и необходимость на предприятии);
- Ваши консультанты (если есть);
- методы управления.
Персонал:
- структура и штатная численность персонала;
- права, обязанности и основные функции ваших работников;
- средняя заработная плата;
- требования при найме работников;
- социальные гарантии, льготы.
Оценка риска и страхование
Данный раздел, как правило, разбивается на две части:
- Определение всех типов рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности Вашего предприятия (пожары, землетрясения, забастовки, политическая нестабильность, инфляция, изменения в налоговом законодательстве, колебания валютных курсов), а также их источников и момента возникновения;
- Решение задачи по снижению рисков и потерь (указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь, приводится программа страхования от рисков).
В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов, и на какие суммы планируется их приобрести (в производственной или торговой деятельности предприятия существует возможность застраховать любой шаг от неудачи, начиная от покупки помещения и заканчивая поставкой некачественного сырья или простоем оборудования).
Финансовый прогноз Ваших будущих действий
Данный раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. Вам необходимо составить:
- баланс денежных расходов и поступлений;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет о движении денежных средств;
- график достижения безубыточности;
- рассчитать срок окупаемости Вашего бизнеса;
- определить сумму требуемого вам капитала;
- рассчитать прибыль и рентабельность производства и пр.
Приложения
В качестве заключения к бизнес-плану Вы должны сделать необходимые приложения. Желательно, чтобы приложений было не больше, чем листов в основной части бизнес-плана, иначе это может произвести не очень благоприятное впечатление на Вашего будущего инвестора.
Данный раздел бизнес-плана может включать следующие документы:
- библиографию;
- примечания по тексту;
- статьи, вырезки из информационных источников, тематические отчеты;
- графики;
- чертежи;
- копии контрактов и соглашений;
- глоссарий терминов;
- рекомендации.
- Оценка инвестиционной привлекательности
- Анализ общей текущей ликвидности
- Выбор схемы налогообложения для малого бизнеса
- Система сбалансированных показателей эффективности
- Цепочка ценности
- Стратегический анализ затрат
- Кредитный консалтинг – содействие финансированию
- Презентация бизнес-плана инвесторам
- Вопросы, которые помогут написать бизнес-план
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу