Понятия культура и культура школы

В литературе насчитывается несколько сотен определений культуры, отражающих разные стороны этого сложного феномена и рассматривающих его как результат и процесс творчества, совокупность знаковых систем и общезначимых смыслов, систему норм и образцов поведения сочетание материальных и духовных ценностей и т.п.

Достаточно емкое определение культуры дает современный философский энциклопедический словарь.

Культура трактуется как «специфический способ организации и развития жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Исходя из данной трактовки анализ понятия культуры связан со следующими основными составляющими: культура – способ организации деятельности – отношение – ценности – «личность».

Достаточно широкое понятие «культура» соотносится с понятиями «педагогическая культура», «культура школы»

Исследователи обращают внимание на наличие специфической, уникальной культуры, характерной для эффективных школ, включающей ритуалы межличностных отношений, школьные обычаи, законы, игры, систему традиций и церемоний, привычки, нормы поведения, а также личности самих субъектов учебно-воспитательного процесса, создающих все названное и свято верящих в необходимость их соблюдения и поддержания; коллективные умонастроения; ментальность, общая для данной школы.

«Культуры школы» – это система присущих школе общих ценностей, традиций и ключевых символов, отражающихся в способах организации деятельности и межличностных отношений, убедительно отличающих данную школу от любой другой (Т.В. Цырлина).

Определение «культура» для авторской школы гуманистического типа включает следующие основные характеристики:

  1. Специфическая культура директора-основателя школы, включающая общую культуру, демократический стиль руководства, ярко выраженную гуманистическую ориентацию, а также способность и готовность к гармоничному согласованию управленческих отношений между субъектами образовательного процесса, согласованию целей, идей, действий (В.Ю. Кричевский).
  2. Общая система гуманистических ценностей, разделяемых директором, педагогами и учащимися, а часто и их родителями. Именно данная система определяет главную цель, дух и этос школы, а также основные подходы в отборе содержания учебно-воспитательного процесса, нормы поведения учителей и учащихся, формирует представление о личностной модели выпускника.
  3. Единая творческая направленность жизнедеятельности педагогов, учащихся и их родителей, а также игра как способ организации школьной жизни. Личностный и воспитательный смысл творчества, по определению К.С. Станиславского, состоит в том, что оно есть «полная сосредоточенность всей духовной и физической природы», которая захватывает «и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение».
  4. Атмосфера сотрудничества и партнерства в системе межличностных отношений на всех уровнях (директор – педагоги; педагоги – учащиеся; педагоги между собой, директор – учащиеся; директор – педагоги – родители).

Главной формой контактов и взаимоотношений субъектов становится диалог в отличие от традиционно принятого монолога.

В последнее время в педагогической литературе при оценке деятельности авторских, инновационных, эффективных школ стали использоваться специфические термины, таких, как этос, климат и «скрытый курс обучения».

Понятие «этос» (с греч. обычай, нрав, характер), обозначает «совокупность стабильных черт индивидуального характера» и используется для характеристики внутренней жизни детских учреждений с акцентом на установки и нормы поведения, отражает основные ценности и установки, характеризующие атмосферу школы, качество внутришкольных взаимоотношений и способы разрешения конфликтных ситуаций.

Этос понимается как система гуманистических ценностей, формирующих внутренний уклад жизни школы и ее культуру и соответственно влияющих на культуру директора – руководителя школы.

Общая творческая направленность жизнедеятельности школы не только способствует развитию творческих способностей, умений и навыков учащихся, но и служит формированию общих традиций, символов и ритуалов.

Как отмечает Т.В. Цырлина, вместе они усиливают чувство общности, обеспечивают каждого возможностью лучше узнать товарища и коллегу по работе, постепенно приобретают для учащихся даже символическую ценность.

В западной педагогике используется категория «скрытый курс обучения» (hidden curriculum), который характеризует присущие школе творческие виды деятельности, позволяющие развивать эмоционально-волевую и практически-действенную стороны личности, равно как и формировать готовность к творческому осмыслению действительности (Кл. Бек, Г. Мелингер, Дж.Смит, Г. Ричардсон).

В этом случае особое значение приобретает любая форма драматизации, ибо драма, как вид искусства в силу своей синтетичности ближе всего детской и содержит в себе элементы разных видов творчества (Л.С. Выготский).

«Драма» в условиях школьной жизни находит отражение в совместных театральных постановках учащихся и педагогов (А. Нейлл, П. Гехеб, В.Н. Сорока-Росинский, Дж. Магерген, Ю.В. Завельский, И.М. Зюбина и др.)

Атмосфера сотрудничества и партнерства, складывающаяся в гуманистических авторских школах, сопряжена с понятием «климат школы», который понимается как: все происходящее в школе и оказывающее непосредственное воздействие на развитие личности ученика; «качество организационной среды школы»; отражает взаимоотношения субъектов учебно-воспитательного процесса, «качество жизни» и социальное окружение данной школы.

Ключевой фигурой в решении этих задач является директор школы, организующий взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса и обеспечивающий эффективную деятельность школы в целом.

Интересно
В создании климата важное значение приобретают процессы партнерского взаимодействия, сотрудничества администрации, взрослых и детей, а значит, и создание соответствующей атмосферы.

Учителя начинают по-иному воспринимать школу, видят в ней не только способ профессиональной самореализации, но и место эмоционального и душевного комфорта, творческого и личностного роста, ощущают высокий уровень профессиональной и моральной защищенности.

Опыт эмоционально комфортных отношений с педагогами, общий позитивный климат школы, общие со взрослыми виды деятельности, общая цель и общие ценности оказывают позитивное влияние на взаимоотношения в среде учащихся.

Специфическая культура директора-основателя школы. Директора способны усилить культуру школы путем формулирования системы конкретных ценностей и используя подходящие и эффективные символы, определяя «героические» личности, празднуя конкретные события, включая людей в разнообразные формы деятельности.

В исследовании Г. Дейвиса и М. Томаса были выделены присущие эффективным директорам черты:

  • желание руководить и действовать открыто и смело в самых трудных ситуациях;
  • высокий уровень инициативности, наличие интересных идей;
  • ясное понимание целей своей школы;
  • умение собственным примером показать, как надо работать;
  • признание уникальности каждого учителя и его стиля работы с учениками, отсутствие стремления к единообразию и унификации;
  • умение иногда оставаться в тени и тем самым предоставлять учителям возможность самим принимать решения и занимать позицию лидера;
  • умение и желание объяснять каждому учителю его роль в создании необходимого климата класса и школы в целом;
  • понимание того факта, что руководство школой складывается как из формального признания лидера, так и неформального лидерства, связанного с конкретной личностью и ее личностным особенностями.

Акцент в деятельности эффективного директора переносится на формирование видения школы в форме ясно осознаваемых целей, правильное выстраивание системы межличностных отношений, создание духа коллегиальности и сотрудничества, обеспечения педагогической поддержки учителей и учащихся.

Таким образом, понятие «культура школы» включает в себя ряд параметров:

  • систему гуманистических ценностей как основание для создания определенного этоса и своеобразного духа школы;
  • атмосферу сотрудничества и партнерства, определяющую формы взаимоотношений всех субъектов учебно-воспитательного процесса и формирующую общий климат детского учреждения;
  • организацию «скрытого курса обучения», окрашенного творчеством и игрой.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)