Понятия и показатели маржинального анализа

В зарубежной литературе метод маржинального (от фр. marginal — предельный) анализа получил название Cost-Volume-Profit analysis.

Принцип маржинализма в подходе к исследованию  экономических явлений сложился в последней трети XIX в. Современная экономика его применяет в анализе спроса и предложения, построении моделей рыночного равновесия, изучении экономических категорий «предельная производительность труда», «предельная полезность» и др.

Маржинальный анализ основывается на расчете предельных величин объемов производства, продаж и прибыли при заданных (прогнозируемых) значениях факторов, определяющих уровни этих показателей. Их взаимосвязь, если объемы производства (продаж) измеряются в натуральном выражении, по каждому i-му виду продукции представляется моделью

P =V p – (V es + Eup ) =V ( p – es ) – Eup .

i       i   i        i  i         i            i     i      i          i

При оценке объемов производства (продаж) в стоимостном выражении в целом по всей продукции и по каждому ее виду взаимосвязь рассматриваемых факторов отражается формулой:

P =W – E =W – (Wcs + Eup ) =W (1 – cs ) – Eup ,

где W, V — объем производства (продаж) продукции (работ, услуг) соответственно в стоимостном и натуральном выражении;

c s, e s —себестоимость 1 руб. и единицы произведенной (проданной) продукции в части затрат, зависящих от объемов производства (переменных) соответственно;

E up — расходы, не зависящие от объемов производства, отнесенные на произведенную (проданную) продукцию (условно-постоянные);

p — средняя отпускная цена единицы продукции.

Графически взаимосвязь рассматриваемых факторов  показана на рис. 8.1 (при условии, что вся произведенная продукция продана).

Построенные модели и графики взаимосвязи факторов позволяют определить критический объем производства (продаж) продукции, работ и услуг* (Wk или Vk), при котором финансовый результат от продажи будет равен нулю:

1 – csk =  E up

или V k

E up

p – es ;

W k =V k p.

Тогда безубыточность производства (продажи) продукции (работ, услуг) будет обеспечена при соблюдении следующего неравенства:

      E up up          s

( p – V ) > e или (1 – c) > c .

Таким образом, достижение критического объема производства (продаж) означает, что организация полностью возместила свои расходы (переменные и условно-постоянные) за счет выручки от продаж.

Принимается, что при росте объемов производства (продаж) сверх критического будут пропорционально расти выручка и переменные (зависящие) расходы. Разность между выручкой и переменными расходами называют «маржинальным доходом».

W k = 251 000/(1 – 49,65/100) = 498 510.

Объем производства отчетного периода оказался больше критического на 61,3 % (W  ×100/W k = 804 000 ×100/498 510 = 161,3). В базисном году величина критического объема производства составила 500 000 тыс. руб. при достигнутом объеме производства 800 000 тыс. руб.

Здесь фактический объем производства превысил исчисленный в критической точке на 60 %. В этом случае разность между фактической или критической величинами объемов производства (продаж) продукции и соответствующими показателями ее себестоимости характеризует «зону прибыли».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)