Понятие войскового корабельного хозяйства и организация его ведения

Под войсковым (корабельным) хозяйством военных организаций принято понимать материально-тех­ническую базу с запасами материальных средств, вклю­чающую объекты хозяйственного, технического, медицин­ского назначения и учебно-материальной базы боевой подготовки, предназначенную для всестороннего и бесперебойного обеспечения деятельности военных организаций, материально-бытовых и культурных потребностей их личного состава, правильной эксплуатации и сохран­ности вооружения, боевой и другой техники, боеприпа­сов, горючего и иных материальных средств, т. е. это материальная основа военного дела.

Сущность войскового хозяйства выявляется при анализе его основных задач, которыми являются всестороннее и бесперебойное обес­печение боевой подготовки, поддержание в постоянной боевой и мобилизационной готовности воинских частей и соединений и создание условий для быстрого их пе­ревода с мирного положения на военное.

Другими словами, по своей сути войсковое (корабельное) хозяйство представляет собой систему материального обеспечения реализации целей и задач военных организаций в области обороны и безопасности государства, включающую в себя, помимо материально-технических средств, также и повседневную деятельность всех должностных лиц, принимающих участие в надлежащем функционировании этого хозяйства.

Содержание организации и ведения войскового хозяйства (хозяйственная деятельность) включает комплекс повторяющихся во времени и постоянно проводимых органами военного управления и должностными лицами военных организаций мероприятий, включающих:

— планирование и организацию работы служб, подразделений и объектов хозяйственного, технического и медицинского назначения, а также непрерывное управ­ление и осуществление контроля за этой работой;

— истребование, получение, подвоз, хранение, выда­чу и расходование материальных и денежных средств, а также своевременное и полное доведение до личного со­става положенного довольствия, удовлетворение его ма­териально-бытовых, культурных потребностей и сохране­ние здоровья;

— обеспечение правильной эксплуатации, хранения и ремонта вооружения, боевой и другой техники и иму­щества, капитальное строительство, эксплуатацию и ре­монт казарменно-жилищного фонда, коммунальных со­оружений, а также других объектов;

— содержание в надлежащем состоянии, совершен­ствование и развитие объектов учебно-материальной ба­зы боевой подготовки, воспитательной, культурно-просветительной и патриотической работы;

— ведение делопроизводства, учета и отчетности по всем видам материальных средств и др.

Нормы и особенности обеспечения воинских частей, соединений, а также других военных организаций и органов вооружением, боевой и другой техникой, боеприпасами, горючим и иными материальными сред­ствами, порядок хранения, эксплуатации (ис­пользования) и ремонта вооружения, боевой и другой техники определяются соответствующими приказами (директивами), положениями, наставлениями, инструкциями и руко­водствами по соответствующим видам сил, родам войск и службам.

Субъектами деятельности по организации и ведению войскового (корабельного) хозяйства выступают все должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение сохранности и надлежащего целевого использования военного имущества. Это в первую очередь руководители военных организаций, их заместители, начальники соответствующих служб и довольствующих органов военных организаций, старшины подразделений, кладовщики, начальники складов и т. п.

Организует войсковое хозяйство и руководит им командир воинской части (другой военной организации), который осуществляет это руководство как непосредственно, так и через штаб, сво­их заместителей, начальников родов войск и служб.

Он должен постоянно осуществлять контроль за обеспечен­ностью военной организации материальными и денежны­ми средствами, законностью и целесообразностью их рас­ходования, за содержанием в исправном состоянии и правильным использованием вооружения, боевой и дру­гой техники, боеприпасов, горючего и иных материаль­ных средств, объектов учебно-материальной базы, казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, земельных участков и др.

Важное место в организации и ведении войскового (корабельного) хозяйства отводится начальнику штаба части (соединения). Он должен знать состояние войскового (корабельного) хозяйства и контролировать выполнение распоряжений командира по вопросам его организации и ведения.

Основным организатором войскового (корабельного) хозяйства является заместитель командира части по тылу (заместитель руководителя военной организации по материально-техническому обеспечению).

Он отвечает за хозяйство части по подчиненным службам и его указания по общим вопросам планирования хозяйственной деятельности, подвозу материальных средств, торгово-бытовому, квартирно-эксплуатационному обеспечению и противопожарной охране обязательны для всех начальников родов войск, служб и командиров подразделений.

Перечень лиц, ведающих войсковым (корабельным) хозяйством, приводится в различных нормативных правовых документах по соответствующим вопросам финансово-хозяйственной деятельности (положениях, руководствах, инструкциях, наставлениях и т. п.), в которых указываются полномочия и порядок отправления хозяйственных дел.

Создается войсковое (корабельное) хозяйство одновременно с формированием военной организации, которая должна иметь обособленное имущество для полноценного осуществления своей деятельности в соответствии с установленными ей целями и задачами.

Вновь формируемым военным организациям для размещения личного состава, вооружения, боевой и другой техники и материальных средств вы­деляются казарменно-жилищный фонд и земельные уча­стки, необходимые для размещения в стационарных условиях и организации учебных центров (лагерей), стрельбищ, полигонов, аэродромов, автомобильных до­рог, складов, казарм, парков, танкодромов и других нужд.

Предоставление помещений для размещения личного со­става в указанных случаях производит­ся решением уполномоченного органа военного управления, на которого возложена ответственность за формирование военной организации, через квартирно-эксплуатационные органы исходя из штатной численности, уста­новленной дислокации, действующих норм расквартиро­вания и указаний вышестоящего органа управления.

Прием казарменно-жилищного и лагерного фон­да, коммунальных сооружений и земельных участков, отводимых для военных организаций, производится их предста­вителями и представителя­ми квартирно-эксплуатационных органов района (гарни­зона) по актам и описям, для чего приказом на­чальника гарнизона назначается комиссия.

Кроме того, военная организация в период формирования обеспечивается матери­альными и денежными средствами частью-формирователем (соединением-формирователем). На самостоятельное обеспечение материальны­ми и денежными средствами вновь формируемая военная организация переходит после окончания фор­мирования ее служб.

Зачисление на обеспечение произ­водится управлениями (отделами) военного округа на основании приказа командующего об окончании форми­рования и донесений этой военной организации о по­лученных в период формирования материальных и де­нежных средствах.

Для получения необходимых материальных средств распоряжением управлений (отделов) военного округа сформированная военная организация прикрепляется к окружным складам и базам поставщи­ков.

К основным источникам пополнения материальных средств военных организаций относятся:

— продукция, доставляемая централизованно или получаемая на местах по планам центральных (вышестоящих) органов военного управления;

— поставки из местных ресурсов;

— продукция, выпускаемая предприя­тиями Министерства обороны, других войск, воинских формирований и органов;

— продукция, производимая силами и средствами воинских частей (других военных организаций).

Обеспечение в централизованном порядке военных организаций ма­териальными средствами осуществляется, как правило, применительно к устройству и структуре органов военного управления: от центральных органов (через военные округа, соединения, воинские части, подразделения) до конкретных военнослужащих (работников из числа гражданского персонала воинских частей), которым военное имущество выдается для личного пользования либо за которыми оно закрепляется для хранения, технического обслуживания, эксплуатации, использования в служебной деятельности и т. п.

Правоотношения, связанные с поставкой имущества, изъятого из гражданского оборота, в рамках оборонного заказа, возникают на основании государственных контрактов — административных договоров, которые заключаются и исполняются по правилам, предусмотренным гражданским законодательством. Эти правоотношения носят административный характер лишь в силу особого правового режима указанного имущества.

Для бесперебойного обеспечения материальными средствами в частях и соединениях содержатся запасы текущего снабжения (довольствия) вооружения, боепри­пасов, горючего, продовольствия и других материаль­ных средств.

При определении размеров запасов текущего снаб­жения (довольствия) учитываются выполняемые задачи, нормы расхода, особенности расквартирования войск (физико-географические условия, удаленность от скла­дов, условия подвоза), наличие складской базы, возмож­ности хранения материальных средств.

Потребность военной организации в материальных средствах определяется в соответствии со списочной численностью личного состава, наличием во­оружения и техники, штатами и табелями к штатам, нормами снабжения (расхода), данными о наличии ма­териальных средств, планом боевой под­готовки, воспитательной работы и годовым хозяйственным планом. Для получения данных об обеспеченности частей материальными средствами управления военного округа используют их отчеты и донесе­ния, представляемые в соответствии с табелями срочных донесений.

Прием материальных средств, поступивших в адрес воинской части под ответственность железной дороги (водного, воздушного транспорта), производится на железнодорожной станции (в порту, аэропорту) назначения комиссией воинской части в присутствии представителя железнодорож­ного (водного, воздушного) транспорта.

Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности железной дороги (порта, аэропорта), воинской части или поставщика (отправителя) при железнодорожной (вод­ной, воздушной) перевозке, удостоверяются коммерче­скими актами или актами общей формы, составляемыми представителями транспортных органов, а также грузо­получателем, если он участвовал в проверке груза.

В случаях отказа транспортных органов от со­ставления коммерческого акта недостача или поврежде­ние груза должны быть заактированы комиссией воин­ской части (соединения) в день принятия материальных средств и обжалован отказ станции (порта, аэропорта) назначения в вышестоящем транспортном органе. Кро­ме комиссии, акт подписывает представитель незаинте­ресованной организации (транспортной милиции).

Количественный и качественный прием достав­ленных в военную организацию приемщиком или сдатчиком материальных средств производится началь­ником склада или другим материально ответственным лицом.

При этом определение качественного состояния поступив­ших вооружения, техни­ческого имущества, горючего, продовольствия и других материальных средств производится согласно правилам, установленным соответствующими положениями, руко­водствами и инструкциями. В случае поставки недоброкачественной или не­комплектной продукции вызывается представитель поставщика для участия в приеме материальных средств и составления акта.

Для выявления причин недостачи и порчи мате­риальных средств и виновных в этом лиц руководитель военной организации назначает административ­ное расследование и по его результатам принимает ре­шение о наказании виновных и взыскании с них стои­мости утраченных материальных средств или истребова­нии инспекторского свидетельства для списания стоимости утраченных материальных средств за счет государства в установленном порядке, а также прини­мает меры к устранению причин и условий, способствую­щих возникновению потерь.

Важное место в организации и ведении войскового (корабельного) хозяйства военных организаций отводится складам, которые должны находиться в постоянной готов­ности к выдаче и приему материальных средств в сро­ки, определяемые специальными указаниями. Ответственность за хранение и сбережение ма­териальных средств на складах возлагается на соответ­ствующих начальников служб, начальников складов (хранилищ) и кладовщиков.

При переводе воинских частей или других военных организаций из одного военного округа в другой соответствующие уп­равления или отделы округа выдают этим организациям аттестаты, которые являются ос­новными документами, дающими право зачисления на обеспечение по новому месту дислокации.

Основанием для зачисления на обеспечение военных организаций, передислоцируемых из одного пункта в другой, являются также приказ (директива) командования о передислока­ции (перебазировании) и копии последних отчетов, заверенные вышестоя­щими органами.

Документами, подтверждающими обеспеченность военнослужащего продовольствием, вещевым и другим имуществом, являются аттестаты, выдаваемые ему на эти материальные средства при убытии из состава од­ной воинской части в другую воинскую часть, а основанием для зачисления на обеспечение подраз­делений, отдельных команд и отдельных военнослужа­щих являются аттестат и командировочное предписание (отпускной билет).

При передислокации воинской части ее командир до убытия в новый пункт должен закончить все расчеты с поставщиками и платны­ми потребителями (за топливо, коммунальные услуги и пр.), гражданским персоналом;

выполнить все необходимые работы по приведе­нию в порядок казарменно-жилищного фонда, комму­нальных сооружений, оборудования, территории, квар­тирного имущества, а также по консервации зданий и сооружений;

сдать квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) по актам и описям казарменно-жилищный фонд, коммунальные сооружения, оборудование, земель­ные участки, мебель и другое квартирное имущество, не­законченные объекты капитального строительства (ка­питального ремонта), а также выполнить другие необходимые мероприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)