Понятие, сущность и особенности государственного регулирования сельского хозяйства

В ХХ1 веке вопрос об участии государства в  регулировании аграрной экономики  не является предметом дискуссии. Вопрос сводится к  тому, как и каким образом, с помощью каких механизмов и методов можно обеспечить наиболее эффективное осуществление государством своих регулирующих функций.

Такой подход выражен и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 марта 2009г. Одним из главных направлений  ее  обеспечения в  среднесрочной   перспективе признана  продовольственная  безопасность.

Для российского  законодателя должна быть приоритетной задача развития биотехнологий и импортозамещения по основным пищевым продуктам;   предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных угодий, захвата  национального зернового рынка иностранными компаниями.

Современная система аграрного законодательства и  нормативные документы  ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) и ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения ООН), Объединенной Ассоциации Генетической Безопасности  (ОАГБ)  направлены на  обеспечение безопасности оборота генетически модифицированных организмов и продукции, усиления государственного контроля в области генно-инженерной деятельности.

Российское правительство должно играть значительно более важную роль в экономике подобно той, которую играют правительства других стран в таких современных смешанных  экономиках, как экономики США, Швеции, Германии. Государство должно играть центральную координирующую роль при создании государственных и частных компаний, обеспечивающих функционирование рыночной экономики.

Государство имеет право не только осуществлять  государственное регулирование экономики, оно  обязано это делать. Справедливость сказанного подтверждает   Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая 12 декабря 1974 г. на Пленарном заседании ХХ1Х сессии Генеральной ассамблеи ООН.

Согласно ст.7 Хартии «каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа».

В экономической и юридической литературе содержится множество определений государственного регулирования. В большинстве случаев оно раскрывается через категорию «деятельность».

Достаточно распространенным является мнение о том, что «государственное регулирование экономики – это нормативная, индивидуально-регулятивная и организационная деятельность государства в лице уполномоченных органов, воздействующая на рыночный (экономический) процесс с целью защиты публичных интересов».

Близкое к этому понимание государственного регулирования предпринимательской деятельности выражено в работах проф. Е.П. Губина, который  под   государственным регулированием экономики понимает «деятельность (воздействие)  государства в лице его органов, направленную на упорядочение отношений в рыночной экономике и предпринимательстве».

Значительным  своеобразием отличается государственное регулирование  сельского хозяйства, которым  обозначается деятельность государства по воздействию на систему аграрного предпринимательства, функционирующего преимущественно на рыночной основе с применением методов экономического регулирования (цен, налогов, кредитов, пошлин), а также государственных заказов, лицензий, квот, иных административных методов воздействия.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве осуществляется в установленных Конституцией РФ целях. При этом государство выступает как субъект политической власти и носитель публичных интересов, для защиты и реализации которых оно вправе вмешиваться в частную хозяйственную деятельность в   случаях, пределах  и формах, предусмотренных Конституцией РФ, Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» и  иными федеральными законами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)