Понятие субъектов информационного права общая характеристика

Правовой статус субъектов информационного права включает в себя:

  • информационную правоспособность;
  • информационную дееспособность.

Правовой статус субъектов определяется информационной правосубъектностью, а также правами и обязанностями субъектов, ответственностью, гарантиями осуществления своих прав.

При осуществлении своих информационных прав субъекты информационных правоотношений обязаны действовать разумно и добросовестно (ст. 157, 220, 234 ГК РФ), соблюдая основы нравственности (ст. 169 ГК РФ) и другие принятые в обществе нормы (ст. 241 ГК РФ).

В законах и иных нормативных актах закреплены в настоящее время официальные определения субъектов информационных правоотношений.

Например, в ст. 2 Закона об информации используются понятия: 

  • обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
  • оператор информационной системы – гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В Законе об обязательном экземпляре документа применяются понятия “производитель документов” и “получатель документов” (ст. 1). В Основах законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. приводится определение “Творческий работник – физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников”. В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 “О средствах массовой информации” (далее – Закон о СМИ) закреплены понятия “главный редактор”, “журналист”, “издатель”, “распространитель”, “редакция”.

В авторском праве используются понятия “автор”, “изготовитель аудиовизуального произведения и фонограммы”, “исполнитель”. В Федеральных законах “О связи” (далее – Закон о связи) от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ <3> и “О библиотечном деле” применяются понятия “пользователи сети” и “пользователь библиотеки” соответственно. В статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе” <4> закреплены понятия “рекламодатель”, “рекламопроизводитель” и “потребитель рекламы”.

По отношению к информации все субъекты можно разделить на три группы.

  1. Производители.
  2. Обладатели, собственники информации.
  3. Потребители.
  4. По общеправовому критерию:
  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования;
  • граждане и другие физические лица;
  • общественные объединения;
  • коммерческие организации.

Субъектами информационного права могут выступать лица, обладающие только информационной правоспособностью. Но субъектами информационных правоотношений могут выступать только те, которые обладают информационной дееспособностью: 

  • органы государственной власти и их должностные лица;
  • местные органы власти и их должностные лица;
  • физические лица;
  • юридические лица.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)