Понятие социальной безопасности, ее угрозы, критерии и показатели оценки

Кардинальные мировоззренческие изменения по основополагающим проблемам современности, происходящие в России, требуют пересмотра многих традиционных положений, введения в научный оборот новых понятий и категорий. Наглядным свидетельством этому является активное обсуждение политиками, учеными, общественностью страны проблемы национальной безопасности и ее составляющих, в том числе безопасности социальной.

Понятие «социальная безопасность» появилось в российской гуманитарной науке сравнительно недавно. Однако оно все чаще используется для концептуализации проблем в социальной сфере. Проблеме социальной безопасности в РФ уделяется весьма значительное внимание со стороны ученых, специалистов, политиков, государственных и муниципальных служащих, Русской православной церкви1, общественных организаций.

Социальная безопасность в научной, учебной, политической литературе не имеет точного и общепринятого понятия. Она может представляться в качестве синонима понятия безопасности национальной. Так, Чмыхало А.Ю. отмечает, что в узком понимании этого слова социальная безопасность может быть ассоциирована с термином «социальное обеспечение» и сводиться к функции государства по материальному обеспечению определенных категорий нуждающихся граждан.

В широком смысле понятие «социальная безопасность», отождествляемое с понятием «национальная безопасность», может определяться как сложная система внешних и внутренних связей личности, общества и государства, состояние которых определяет:

  • социальную независимость государства;
  • стабильность и устойчивость системы социальной защиты населения;
  • способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию;
  • уровень и качество жизни; уровень безработицы;
  • стабильность заработной минимальной платы и ее соответствие прожиточному социальному минимуму;
  • безопасность труда;
  • социальное партнерство;
  • уровень социального обеспечения и социального страхования;
  • степень развития социальной сферы и т. д.

Под социальной безопасностью чаще понимают безопасность «общественную» и относят к ней проблемы не только собственно социального, но и экономического, культурного, духовного, экологического характера, рассматривая ее как интегральное понятие, включающее в себя разнообразные виды безопасности, отражающие характер человеческого бытия. Одной из ведущих причин существования столь различных мнений по поводу сути социальной безопасности является различное понимание «социального» в ее названии.

В этой связи отметим, что понятие социального используется нами в качестве характеристики одной из сфер общественной жизни – социальной – связанной с публично-статусными различиями, распределением общественных ресурсов в связи со статусом индивидов и социальных групп и неравенствами их социального положения. Учитывая характер субстанциональной основы социальной сферы, социальную безопасность мы рассматриваем как состояние защищенности социальной сферы от угроз, мешающих деятельности по воспроизводству жизни и регулированию социальных отношений между субъектами данной деятельности. Социальная безопасность характеризуется результатами и параметрами этой деятельности.

Социальная сфера, отвечающая за воспроизводство жизни и регулирование социальных отношений, связанных с положением и неравенствами индивидов и социальных групп, непосредственно касается вопросов здравоохранения, образования, демографической политики, жилищного и пенсионного обеспечения, социального страхования, оплаты, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, социальной защиты и социального обслуживания населения. Поэтому социальная безопасность, как качественное состояние социальной сферы, должна характеризоваться посредством оценки указанных выше элементов социальной сферы.

При этом, как показывает сравнительный анализ содержания Концепции национальной безопасности 2000 г. и Стратегии национальной безопасности 2009 г., национальные интересы России в социальной сфере и в прежней, и в новой стратегии определяются в первую очередь в обеспечении высокого уровня жизни народа, угрозу которому создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе – коренное улучшение демографической ситуации. Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности.

В законодательно-правовом смысле понятие социальной безопасности восходит к международно признанной Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и согласованным с нею социальным правам человека и гражданина, гарантированным Конституцией РФ. Это понятие определяет минимально необходимые предпосылки выживания, развития, воспроизводства всей совокупности социальных субъектов как динамично функционирующей общественной целостности.

Социальная безопасность может рассматриваться как состояние факторов жизнеобеспечения и воспроизводства социальных субъектов, гарантирующее минимально необходимый и достаточный уровень их жизнедеятельности и развития.

В ряду этих факторов важнейшими обычно считаются: демографическая ситуация, трудозанятость населения, приемлемые уровень и качество жизни, жилищное обеспечение, здравоохранение, общее и профессиональное образование. Социальная безопасность обусловлена степенью реализации социальной функции общества, призванной непрерывно обеспечивать воспроизводство действительной жизни всех социальных субъектов, а также гармонизацию их взаимоотношений в рамках единой социальной сферы.

Субъектами социальной безопасности могут выступать граждане страны, государство в лице законодательной, исполнительной, судебной власти, органы местного самоуправления; члены общества и их субъекты – представители в лице партий и других общественных организаций и движений.

К объектам социальной безопасности относятся:

  • государство и общество, система их институтов;
  • сложившаяся социальная структура (в том числе слои, группы, социальные общности, другие социальные организации и отношения между ними);
  • проводимая социальная политика;
  • узаконенные формы собственности;
  • личность, включая гражданскую сферу жизнедеятельности отдельного человека, права и свободы личности, ее здоровье и жизнь, социальные интересы.

Проблема безопасности предполагает исследование и ее антипода – опасности (угрозы), создающей реальные предпосылки деградации общественной целостности, ущемления жизненных интересов и потребностей различных социальных субъектов, разрушения социальной инфраструктуры. Применительно к рассматриваемой нами сфере жизнедеятельности в Законе Российской Федерации «О безопасности» (ст. 3) дается следующее определение угрозы: «Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства».

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации угроза национальной безопасности определяется как совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам. Социальные угрозы появляются под воздействием противоречий, являющихся результатом столкновений интересов участников общественных отношений, причем столкновение именно конфронтационных или встречных интересов порождает угрозы – сначала потенциальные, а затем и реальные.

Другие виды жизненно важных интересов – совпадающие, параллельные и расходящиеся – по своему содержанию не могут формировать условия для появления угрозы. Наоборот, они являются базой для достижения единства, взаимопонимания и сотрудничества в общественных и межгосударственных отношениях.

К основным критериям классификации угроз относятся:

  • местонахождение источника опасности;
  • степень сформированности угрозы;
  • характер угрозы;
  • сферы и области человеческой деятельности;
  • уровень субъективных оценок угроз.

К ведущим критериям оценки социальной безопасности обычно относят:

  • демографическую ситуацию и охрану здоровья;
  • трудозанятость, квалификацию работников;
  • уровень образования;
  • уровень и качество жизни;
  • жилищно-бытовую обеспеченность;
  • доступ к информации и ценностям культуры;
  • состояние охраны материнства и детства;
  • уровень социального обеспечения и обслуживания;
  • состояние охраны окружающей среды;
  • личную безопасность и неприкосновенность.

Предлагаются также и другие критерии, например:

  • предотвращение возникновения ситуации социального взрыва;
  • недопущение деградации социальной структуры, как в смысле ее нивелирования, так и развития процессов поляризации, маргинализации и люмпенизации;
  • обеспечение устойчивой социальной структуры при нормальной вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;
  • поддержание адекватной системы ценностных ориентаций и соответственно культуры общественного поведения, в том числе политического и экономического.

Важной проблемой в оценке социальной безопасности является выделение не только критериев, но и более конкретных ее показателей.

В Стратегии национальной безопасности РФ к основным угрозам национальной безопасности, имеющим отношение к безопасности социальной, отнесены:

  • неблагоприятная динамика развития экономики,
  • отставание в технологическом развитии,
  • введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации,
  • нецелевое расходование бюджетных ассигнований,
  • усиление дифференциации населения по уровню доходов,
  • снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.

Для оценки уровня социальной безопасности используются и определенные социальноэкономические индикаторы состояния общества.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации к таковым отнесены следующие:

  • ожидаемая продолжительность жизни;
  • валовой внутренний продукт на душу населения;
  • децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);
  • уровень безработицы;
  • доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам.

Кроме того, сюда можно добавить также:

  • показатели госбюджета, в том числе размер, доля социальных расходов;
  • показатели уровня жизни в целом по стране и отдельно по различным социальным слоям, в том числе показатели потребления, жилищных условий и владения имуществом;
  • показатели качества жизни, включающие оценку личной безопасности, гарантии от жизненных и социальных рисков, криминогенность среды, уровень медицинского обслуживания, показатели здоровья и образования и др.

Сведение этого множества показателей к единому синтетическому показателю представляется весьма сложной задачей, методологические основы которой до сих пор удовлетворительно не разработаны. В работах В.И. Жукова показывается возможность оценки степени социального развития с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП представляет собой средство измерения имеющихся возможностей и может быть использован для наблюдения за развитием основных социальных процессов в трех измерениях: ожидаемая продолжительность жизни, образование, уровень жизни. Индекс развития человеческого потенциала колеблется в пределах от нуля до единицы и рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН.

Логика построения ИРПЧ такова:

  • одно измерение – индекс ожидаемой продолжительности жизни – означает продолжительность предстоящей жизни при рождении и устанавливается в минимальном и максимальном значениях в интервале от 25 до 85 лет;
  • второе измерение – индекс уровня образования – на две трети производно от грамотности среди взрослого населения (от 0 до 100 процентов) и на одну треть – от совокупной доли учащихся среди молодежи в возрасте до 24 лет (тоже от 0 до 100 процентов);
  • третье измерение – индекс уровня жизни – зависит от реального душевого ВВП и колеблется в пределах от 100 долларов ППС до 50 000 долларов паритета покупательной способности.

Индекс развития человеческого потенциала представляет собой простую среднюю величину, производную от деления суммы всех индексов (индекса ожидаемой продолжительности жизни, индекса уровня образования, индекса уровня жизни) на три. Таким образом, социальная безопасность выступает важной подсистемой национальной безопасности, характеризующей состояние социальной сферы общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)