Понятие психического состояния. Классификация

Современная психология не предлагает однозначной точки зрения на проблему состояний. Сегодня эту проблему рассматривают разные научные дисциплины начиная от физики и химии и заканчивая физиологией и психологией. Естественно, для нас более интересным является видение проблемы состояний с точки зрения психологии.

Научное исследование психических состояний в психологии началось с работ У.Джеймса, который интерпретировал психологию как науку о сознании, структуру которого по его мнению составляли ощущение, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, и т.д. Дальнейшее развитие категории психических состояний в психологии связано с именами отечественных психологов.

Одна из первых и наиболее значительных работ, позволившая дать определение и классифицировать психические состояния принадлежит Н. Д. Левитову (1964). По его мнению, «…психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности».

Осознавая не универсальность своей концепции, Н. Д. Левитов предпринял попытку классифицировать психические состояния. Он предложил классифицировать их в зависимости от характеристик:

  • состояния личностные (индивидуальные свойства человека) и ситуативные (ситуации, вызывающие у человека нехарактерные для него реакции);
  • состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека;
  •  состояния, положительно или отрицательно действующие на человека;
  • состояния продолжительные и кратковременные;
  • состояния более или менее осознанные.

В след за Н. Д. Левитовым исследованием проблемы психических состояний человека занимались Ю. Е. Сосновикова, И. И. Чеснокова, В. А. Ганзен, А. О. Прохоров, Л. В. Куликов, Е. П. Ильин и ряд других авторов. В рамках психологии спорта изучением психических состояний занимались В.В.Васильев, А.С.Егоров, А.Н. Крестовников, Я.Б. Лехтман, А.Ц. Пуни, К.М.Смирнов, В.Ф.Спиридонов, О.А. Черникова и др. Однако справедливости ради следует отметить, что эти работы так и не смогли решить данную научную проблему как на общем теоретическом, так и на практическом уровне.

Главная причина этого, на наш взгляд, заключается в том, что одни исследователи рассматривают состояния с позиций физиологии, другие – психологии, а третьи и с точки зрения и физиологии и психологии одновременно. Это привело к тому, что в психологической литературе для раскрытия темы состояний часто используется термин «функциональное состояние». На наш взгляд, понятия «психические состояния» и «функциональные состояния» не являются идентичными, хотя и то и другое понятие определяют функциональную активность человека. «Психическое состояние… базируется на функциональном состоянии мозга. При этом если психическое состояние есть целостная интегральная характеристика деятельности всех ее элементов, участвующих в данном психическом акте, то функциональное состояние характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность». Учитывая это, Е. П. Ильин предложил вместо функциональных или психических состояний использовать понятие «психофизиологическое состояние», что, на наш взгляд, справедливо, однако в научной литературе мы больше встречает термины «психические состояния» и «функциональные состояния».

Основными свойствами, характеризующими психические (психофизиологические) состояния являются:

Психические состояния, с определенной долей условности, можно классифицировать следующим образом:

В своей повседневной жизни и профессиональной деятельности человек чаще всего может находиться в состояниях, которые именуются положительными и отрицательными.

Типично положительные психические состояния характеризуют состояния в повседневной жизни (радость, счастье, любовь и др.), а также состояния в определенной деятельности человека (например, профессиональная деятельность взрослого человека). Позитивные состояния в повседневной жизни имеют положительную окраску. В учебной или профессиональной деятельности таковыми состояниями являются интерес, вдохновение, решительность и др. Интерес обусловливает мотивацию деятельности. Состояние вдохновения представляет собой сложный синтез интеллектуальных и эмоциональных компонентов, который усиливает концентрацию индивида на предмете деятельности. Состояние решительности располагает к принятию решения и его реализации.

Типично отрицательными психическими состояниями являются состояния горя, ненависти, нерешительности, а кроме того, и особые формы  состояний (стресс, фрустрация, состояние напряженности). Стресс – это реакция человека на любое экстремальное негативное воздействие. Однако, справедливости ради отметим, что стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными. Состояние, вызванное сильным положительным воздействием, по своим проявлениям, идентично с отрицательным стрессом. Состояние фрустрации возникает как эмоциональный ответ на невозможность удовлетворения потребностей индивида. Состояние психической напряженности возникает как реакция на некую сложную ситуацию, которая может быть вызвана как отдельным, так и совокупностью психотравмирующих факторов.

Кроме того, в психологии принято выделять так называемые специфические состояния психики человека. К ним относятся бодрствование, сон, медитация, гипноз, боль, анальгезия, эйфория, дисфория. Бодрствование предполагает активное взаимодействием индивида с внешним миром. Сон – это измененное состояние сознания, которое характеризуется снижением уровня мозговой активности и реакции на окружающий мир. Медитация – это особое состояние сознания, при котором происходит торможение деятельности мозга через сосредоточение на каком-либо объекте или мысли. Гипнотическое состояние возникает вследствие направленного воздействия на человека. Боль есть не что иное, как физическое или психическое состояние, возникающее в ответ на сверхсильное воздействие на организм при угрозе его целостности. Состояние, при котором происходит снижение или полное отсутствие чувствительности к боли, которое возникает в случае применения внушения, самовнушения, применения гипноза, называется анальгезией. Психическое состояние человека, характеризующееся повышенным радостным, беспечным, не соответствующим объективным обстоятельствам состоянием, является эйфория. Состояние, которое проявляется в пониженном настроении на фоне раздражительности, озлобленности, повышенной чувствительности к поведению окружающих, в склонности к агрессии, называется дисфорией.

Обязательными составляющими психического состояния являются уровень активации нервной системы и сопровождающее его состояние психического напряжения и напряженности. Каждому человеку присущ свой индивидуальный уровень активации, который обеспечивает оптимальные условия для осуществления деятельности.

Активные психические состояния в спортивной деятельности классифицируются по признакам времени и содержания следующим образом:

Психические состояния, возникающие в процессе деятельности, зачастую вызывают состояния психического напряжения и напряженности.

П. Б. Зильберман считает, что состояние напряженности «…должно рассматриваться как помеха и ни в коем случае не может смешиваться с состоянием напряжения, неизбежно сопутствующим любой сложной деятельности, тем более такой, которая выполняется на уровне, близком к пределу данного индивидуума». Следовательно, термин ” напряжение ” используется для обозначения деятельного состояния организма.

В зависимости от интенсивности Т. А. Немчин выделяет слабое, умеренное (соответствующее «напряжению») и чрезмерное (соответствующее «напряженности») состояние нервнопсихического напряжения.

В первом случае степень испытываемого состояния может быть названа напряжением весьма условно, так как проявления напряжения или вообще н наблюдается, или являются незначительными. Во втором случае умеренного напряжения наблюдаются отдельные неприятные ощущения со стороны соматических органов и систем. Они компенсируются общим положительным эмоциональным фоном, желанием справиться с трудностями и достичь желаемого результата. Кроме того, при умеренно выраженном напряжении в психической деятельности происходят позитивные сдвиги:

Умеренную степень нервно-психического напряжения, изменение в динамических характеристиках нервной системы, Т. А. Немчин квалифицирует как повышение уровня её активности.

Для третьего уровня нервно-психического напряжения характерным является нарушение психической деятельности, значительные отклонения в психомоторике, в нейродинамических характеристиках, а также четко выраженное ощущение физического и психического дискомфорта.

Признаками третьего уровня нервно-психического напряжения являются:

Отличным от предыдущих, является подход В. Л. Марищука и его соавторов, который классифицирует напряженность по двум признакам:

  • по характеру нарушений в деятельности (тормозная, импульсивная и генерализованная);
  • по силе, стойкости этих нарушений.

Исследованиями В. Л. Марищука и его коллег показано, что «…тормозная форма характеризуется замедленным выполнением интеллектуальных операций, особенно страдает переключение внимания, затрудняется формирование новых навыков и переделка старых, ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях. Импульсивная форма напряженности выражается преимущественно в увеличении количества ошибочных действий при сохранении или даже увеличении темпа работы. В этом случае характерными являются склонность к малоосмысленным, импульсивным действиям, ошибки в дифференцировке поступающих сигналов, забывание инструкций (даже самых простейших), неоправданная спешка, суетливость и др. Такие проявления особенно характерны для лиц с недостаточно сформированными профессиональными навыками. Генерализованная форма напряженности характеризуется сильным возбуждением, резким ухудшением исполнения, двигательной дискоординацией, одновременным снижением темпа работы и нарастанием ошибок, что, в конечном счете, приводит к полному срыву деятельности. Лица, склонные к такой форме напряженности, нередко испытывают чувства безразличия, обреченности и депрессии».

Формы напряженности по признаку силы и стойкости нарушений, по мнению авторов, бывают трех видов:

Таким образом, умеренная степень нервно-психического напряжения обеспечивает повышение эффективности психической деятельности индивида.

В. Г. Сивицкий рассматривая психическое состояние спортсмена как динамическую характеристику психики, выделяет показатель – уровень психической активности (УПА), который определяет суть понятия «текущее состояние». Характеризуя уровни психической активности, он выделяет следующие зоны: бессознательная, предсознательная, сознательная и надсознательная. Рассмотрим их.

Одним из структурных элементов тренировочного процесса в спорте является микроцикл (5–7 дней), В. Г. Сивицкий предлагает при подготовке спортсменов фиксировать не суточную динамику психического состояния, а микроцикловую. Цикличность микроциклов определяет способность организма к приспособлению к определенной смене нагрузок и отдыха, что формирует у спортсмена способность к произвольной регуляции активности.

Рис. 1 Динамика психического состояния в недельном микроцикле. Обозначения зон: НСз — надсознательная; Сз — сознательная; ПСз — предсознательная; БСз — бессознательная

На рисунке 1 изображен пример такого анализа осуществленного В. Г. Сивицким. Действительно, как отмечает В. Г. Сивицкий по причинам организационного и методического характера подобный разбор осуществляется нечасто, не смотря на то, что именно он определяет эффективность планирования психологической подготовки, увязывая состояние с разными видами тренировочных нагрузок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)