Понятие памяти

ПАМЯТЬ — способность живых систем к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Различают генетическую, иммунологическую и нейрологическую (нервную) формы П.

Последняя у высших животных и человека основана на свойстве нервной системы длительно сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, что обеспечивает возможность использования всей совокупности накопленного в прошлом опыта для организации текущего целенаправленного поведения.

П. является результатом обучения.

Классификация видов П. проходит по различным признакам.

По длительности сохранения информации выделяют кратковременную (нестабильную: от нескольких секунд до нескольких минут) и долговременную П. (храняющуюся часы, дни, месяцы, годы). В свою очередь, кратковременная П. делится на непосредственную (в основе которой лежат первичные следовые процессы в рецепторных клетках) и оперативную.

При однократном и очень кратком предъявлении раздражителей в непосредственной  П. в течение долей секунды сохраняется практически вся воспринятая информация. Через 1 – 2 секунды происходит выделение значимой для организма информации и перевод ее в оперативную П., задачей которой является сохранение полученной информации на время, необходимое для решения сиюминутных практических задач.

В организации кратковременной П. принимают участие лобные и теменные доли мозга. При многократном воздействии значимого для организма раздражителя происходит формирование стабильной временной связи и фиксация обобщенного образа, информация о котором переводится в долговременную П.

Большую роль в образовании долговременной П. играют структуры гиппокампа. Особенно быстро и прочно закрепляются в долговременной П. события, имеющие жизненно важное значение для организма, воздействие которых сопровождалось проявлением сильных эмоций.

Долговременная П. играет большую роль в процессах прогнозирования, позволяя предвидеть вероятность возникновения событий и спланировать свою будущую деятельность и поведение с учетом результатов прошлого опыта.

Все виды П. связаны между собой и выступают в тесном единстве и взаимосвязи. В основе кратковременной П. лежат специфические особенности импульсной активности нейронов; долговременная П. обеспечивается сложными структурно-химическими преобразованиями, происходящими на системном и клеточном уровнях.

У человека выделяют непроизвольную П. (проявляющуюся в тех случаях, когда не ставится специальная цель запомнить тот или иной материал) и произвольную П. (связанную с сознательным, целевым запоминанием материала, что требует применения специальных приемов и определенных волевых усилий со стороны человека).

По характеру запоминаемого материала выделяют моторную, образную, логическую, эмоциональную П., проявление которых связано с включенностью человека в различные виды деятельности. Вместе с тем для каждого человека характерно преобладание определенного типа П.: образной, логической, эмоциональной, обусловливающих различный тип восприятия человеком окружающего мира.

Индивидуальные различия П. определяются как врожденными особенностями психики, так и качествами, приобретенными в процессе обучения и воспитания.

Характеристиками П. являются объем запоминаемой информации, длительность ее хранения, полнота и точность воспроизведения памятных следов. Последнее зависит от действующих в данный момент доминант и установок личности.

Расстройства П. (ослабление, усиление, искажение, амнезия и др.) могут возникать вследствие возрастных изменений психической деятельности, при физических и эмоциональных нагрузках, травмах головного мозга, ряде психических заболеваний.

Виды и формы памяти (по Г. М. Чайченко, 1987)

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)