Понятие миссии организации

Определение общего направления развития организации подразумевает решение двух взаимосвязанных задач: выработку миссии организации и на основе этого определение целей ее развития.

Понятие миссии организации является одним из наименее изученных отечественной экономической наукой, так как в нашей стране считается, что выработка миссии в меньшей степени актуальна для малых и даже средних организаций, а опыта крупных российских организаций, которые успешно решили эту проблему, к сожалению, пока еще недостаточно для того, чтобы делать выводы.

Вместе с тем изучение практики функционирования крупных западных компаний свидетельствует о том, что трудно рассчитывать на успех на рынке без правильного определения миссии.

Миссию организации можно рассматривать в широком и узком смыслах.

Под миссией организации в широком смысле можно понимать своего рода жизненную философию – ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми данная организация намеревается
осуществлять свою деятельность.

Под миссией организации в узком смысле понимается четко сформулированное утверждение, поясняющее, для чего существует данная организация и чем она отличается от других, подобных ей.

Единых общепринятых подходов к решению проблемы оформления миссии не существует. Наибольшее распространение получили представленные ниже подходы.

Короткий, яркий запоминающийся лозунг или девиз активно распространяется посредством визуальных и вербальных методов.

Например, одна из крупных корпораций, претендующая на роль лидера на рынке аудио- и видеоаппаратуры, декларирует свою миссию следующим образом: «Мы никогда не были и не будем вторыми. Мы всегда идем впереди и увлекаем за собой человечество!» Крупный оператор сотовой связи, стремящийся к лидерству на своем товарном рынке, формулирует миссию в виде короткого девиза:

«Мы призваны объединить народы всех стран и континентов!»

Небольшой текст миссии размещается на наиболее заметных местах в офисах и подразделениях организации, а также публикуется в рекламных буклетах и других материалах. Примером может
служить текст миссии одной из крупных западных компаний по производству химических продуктов: «Наша миссия – обеспечить благосостояние наших акционеров, наших потребителей и наших сотрудников.

Мы лучше других, и это означает, что сотрудники гордятся успехами нашей компании, потребители предпочитают именно нас, конкуренты вынуждены уважать нас! Мы не остановимся на достигнутом и всегда будем идти впереди всех!»

Обращение главы компании к своим клиентам, поставщикам и контрагентам в связи с каким-либо событием, например, юбилейным, – весьма распространенный способ доведения миссии до широких слоев общественности.

Как правило, обращение включает в себя вводную часть, в которой дается информация о событии, в связи с которым глава компании обращается к общественности; далее кратко излагается история развития компании и описывается ее современное состояние в позитивном, выгодном для компании свете; обращение завершается заверением в том, что компания и далее будет процветать на рынке, и выражением благодарности всем, кто сотрудничает с ней.

Независимо от способа распространения формулировка миссии должна содержать следующие элементы:

• деятельность, которой занимается организация, товары (услуги или работы), которые она производит, рынки, на которых работает;

• оценка внешней среды функционирования и, соответственно, условия деятельности;

• психологический климат, поддерживаемый в организации, и отношения с клиентами и контрагентами.

Для того чтобы сформулировать эти структурные компоненты миссии, необходимо предварительно ответить на три взаимосвязанных вопроса:

1. Каковы наиболее актуальные потребности рынка, в чем в данный момент больше всего нуждается потребитель?

2. Каким образом организация может отреагировать на потребности рынка и в какой степени удовлетворить запросы потребителя?

3. В какой степени руководство организации готово бороться за место на рынке?

Определение и распространение миссии организации не является самоцелью. Следствием всей этой деятельности должен стать положительный имидж.

Имидж – совокупное мнение об организации широких слоев общественности.

Благоприятный для организации имидж обладает следующими характеристиками:

• адекватность – формируемый имидж должен соответствовать реальности;

• оригинальность – организация должна быть узнаваемой, легко распознаваться среди множества других организаций; пластичность – способность оперативно реагировать на изменения окружающей среды и модифицироваться при сохранении узнаваемости;

• адресность – направленность на конкретную группу потребителей, которую организация рассматривает как своих потенциальных клиентов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)