Понятие и задачи регулирования деятельности ТНК

Если международно-правовое регулирование режима иностранных инвестиций прежде всего означает правовую защиту зарубежных инвестиций, т.е. интересов стран-экспортеров капитала, то международно-правовое регулирование (а вернее, попытки регулирования) деятельности транснациональных корпораций (ТНК) представляет собой главным образом обратное стремление стран-импортеров капиталов защитить национальные интересы государств и их экономики от негативных сторон деятельности ТНК – важнейших международных инвесторов – и ввести эту деятельность в ограничительные правовые рамки.

Определение это, явившееся плодом дипломатических компромиссов, дает весьма расплывчатое представление о ТНК, охватывая собой и малозначительные компании, имеющие пару заграничных филиалов, и огромные сверхмощные концерны-спруты, опутывающие сетью своих отделений чуть не весь мир.

Фактически именно такие концерны и являют собой то, что обычно именуется ТНК, а именно: могущественное с миллиардными оборотами производственно-торгово-финансовое головное (“материнское”) предприятие, руководящее из общих центров системой фактически соподчиняющихся по вертикали отделений, филиалов, “дочерних” обществ и т.п. во многих странах мира в целях извлечения максимальных прибылей посредством концентрации ресурсов, рационализации управления, использования новейших научно-технических достижений и расширения рынков сбыта вплоть до монополизации их.

Примером ТНК могут служить: “Дженерал моторс”, “Дженерал Электрик”, “Форд”, “Ройал Датч Шелл”, “Бритиш Петролеум”, “Нестле”, “Филипс”, “Митцуи”, “Мицубиши”, “Микрософт”, “Юнилевер” и многие другие. Финансовое могущество ТНК непомерно. 300 наиболее крупных ТНК по приблизительным оценкам контролируют до четверти всех мировых производственных активов.

Ежегодный объем продаж отдельных ТНК превышает годовой валовый внутренний продукт (ВВП) многих стран мира. К примеру, объем продаж “Ройал Датч Шелл” равен ВВП Ирана. Трансграничные торговые операции в рамках ТНК превышают объем мирового экспорта.

По оценкам ООН в категорию ТНК включаются до 45 тысяч головных (материнских) корпораций и 280 тысяч их зарубежных отделений. При этом до половины всех ТНК базируются в трех государствах: США (около 25%), Великобритании и Японии (примерно по 12-13%).

Экономическое, политическое и социальное воздействие деятельности и инвестиций ТНК на принимающие страны двояко. С одной стороны, ТНК, являясь крупными экспортерами капиталов, способны оказывать значительное стимулирующее воздействие на экономику принимающих стран: организация современного высокотехнологического производства, открытие новых рабочих мест, обучение национальных кадров современным технологиям и методам организации производства, стимулирование потребления и экспорта и т.д.

С другой стороны, общеизвестными фактами являются: использование экономической мощи ТНК для оказания давления на политику принимающих государств, вмешательство в их внутренние дела, подкуп местных чиновников в интересах получения выгодных заказов, налоговых и т.п. льгот.

Отсюда и широкая практика политических скандалов, коррупция; налоговые злоупотребления; попытки применения в своей деятельности законов и иных норм стран происхождения ТНК, претензии на особые привилегии, отказ признавать исключительную юрисдикцию местных судов и т.п. Экспортируя свои товары, ТНК препятствуют развитию конкурирующего национального производства.

Планирование производства и торговли, осуществляемые в рамках ТНК, могут вступать в противоречие с программами экономического развития принимающих стран, подрывая выполнение этих программ.

Образование внутри ТНК закрытых внутрикорпорационных систем планирования и осуществления международной торговли между подконтрольными ТНК предприятиями разных стран позволяет ТНК по своему усмотрению распределять платежи, сосредотачивая прибыли в одном государстве, а убытки в другом.

Распространенной практикой является и размещение в странах пребывания ТНК экологически вредных производств, в том числе не допускаемых в государствах, где размещаются головные предприятия.

В рамках движения в середине 70-х гг. в направлении установления так называемого “Нового международного экономического порядка”, который обеспечивал бы приоритетные экономические интересы развивающихся стран, была, в частности, принята в 1974 г.

Генеральной Ассамблеей ООН известная Хартия экономических прав и обязанностей государств, где содержались среди прочего и положения, согласно которым каждое государство имеет право “регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике” (ст. 2).

Положение это, по сути, лишь подтверждающее и без того неоспоримые суверенные права государств, разумеется, мало что давало с точки зрения конкретных международно-правовых ограничений действий ТНК, как, впрочем, и вообще названная Хартия в целом, представлявшая собой юридически лишь резолюцию Генассамблеи ООН со свойственной такому акту необязывающей правовой силой.

Тогда же, в 1974 г. была по инициативе так называемой “Группы 77” развивающихся стран образована Комиссия ООН по ТНК со своим Секретариатом – Центром по ТНК, которым было поручено, в частности, подготовить проект Кодекса поведения транснациональных корпораций, а также осуществлять изучение политических, экономических и социальных последствий деятельности ТНК, организовать всеобъемлющую систему информации и т.п.

Центр (с 1993 г. действующий под эгидой ЮНКТАД) вел большую информационно-аналитическую работу, оцениваемую как полезную в практическом плане; подготовлены были сотни информационных докладов и иных документов по разнообразным аспектам деятельности ТНК.

Был разработан и подготовлен проект Кодекса поведения ТНК. Кодекс этот изначально предусматривался не для оформления в конвенционном порядке, но лишь для принятия в виде резолюции Генассамблеи ООН (эвентуально ЭКОСОС). Однако проект так и не был окончательно согласован. В этой связи, естественно, проект Кодекса юридически не обладает какой-либо правовой силой, даже и рекомендательного характера, не говоря об императивности.

Весьма острые разногласия возникали между развивающимися и промышленно развитыми странами, в частности, по вопросам предоставления ТНК полного национального режима, по так называемому “минимальному стандарту” для иностранных компаний в отношении применения национального законодательства; по включению в концепцию национального суверенитета полного применения национального законодательства к режиму иностранных компаний; по определению рамок, ограничивающих неотъемлемое право государств на суверенитет над своими природными ресурсами, и связанных с этим проблем национализации и т.д.

Согласованные же положения проекта Кодекса во многом лишь дублируют отдельные общепризнанные международно-правовые принципы и стандарты, ранее зафиксированные в международных договорах.

Положительным результатом многолетних работ над проектом Кодекса можно считать, однако, создание атмосферы сотрудничества для дальнейшего диалога между преследующими различные цели в отношении регулирования деятельности ТНК государствами; с одной стороны, промышленно развитыми, где ТНК имеют свои головные предприятия, а с другой стороны, – развивающимися странами, стремящимися уберечься от негативных аспектов работы ТНК.

Осуждение и запрет взяточничества и коррупции, зафиксированное в проекте Кодекса, имело резонансом принятие Генеральной Ассамблеей на ее XXX сессии особой резолюции “О мерах против коррупции, практикуемой транснациональными корпорациями и другими корпорациями, их посредниками и причастными к делу сторонами”, увы, с присущей такого рода актам не более чем рекомендательной силой.

В этом же направлении работает и правовой документ уже с конвенционной обязывающей силой, а именно разработанная в рамках ОЭСР и подписанная в 1997 г. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных деловых операций, причем Конвенция применима не только к деятельности ТНК.

Можно упомянуть и трехстороннюю Декларацию Международной организации труда (МОТ) о принципах, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики, затрагивающих деятельность таких предприятий и ее последствия в социальном плане, 1977 г.

Характер документов, прямо посвященных деятельности ТНК, достаточно ясно свидетельствует о том, что, к сожалению, действительно существенного международно-правового регулирования деятельности ТНК сегодня (2003 г.) не существует.

В правовом аспекте особенностью ТНК является, во-первых, то, что формально это предприятие, подпадающее, как и его соответствующие подконтрольные центру зарубежные отделения, под национальную юрисдикцию соответствующих стран. Фактически же ТНК – мультинациональное, трансграничное предприятие.

Во-вторых, другой особенностью служит то, что зарубежные отделения ТНК, его филиалы, дочерние общества, находясь под юрисдикцией принимающего государства, зарегистрированные в нем и формально являющиеся предприятиями данного принимающего государства, фактически для него – иностранные, ибо связи их, зависимость от зарубежного головного комплекса ТНК значительно сильнее и существеннее, чем от принимающего государства.

Наконец, в-третьих, особенностью ТНК является и то, что во многих случаях, обычно через головное, материнское предприятие, ТНК ведет деловые операции непосредственно с принимающими государствами, или потенциально принимающими, или просто с государствами, как с деловыми партнерами.

Образно говоря, ТНК может быть уподоблено своего рода мифологической многоглавой гидре: одна голова – представляет собой “материнский” мозговой центр; другая голова – весь единый многонациональный комплекс ТНК и, наконец, множество национально различно окрашенных голов. Эта многоглавость, как и в народных сказках, сообщает ТНК особую живучесть: потеря одной или нескольких “голов” не означает гибели всей “гидры”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)