Понятие и виды средств массовой информации
Средства массовой информации – юридическая фикция с точки зрения Гражданского кодекса РФ. Массовая информация – разновидность информации. Средства массовой информации – форма периодического распространения информации. Смешение СМИ с организацией, осуществляющей выпуск СМИ, т.е. смешение объекта с субъектом – достаточно типичная ошибка.
К какому же виду объектов права следует отнести СМИ? В соответствии со ст. 128 ГК РФ вполне логично рассматривать массовую информацию как разновидность информации. Но СМИ – это не сама информация, а форма ее периодического распространения. Вот почему СМИ следует рассматривать как объект права, сходный с другими объектами интеллектуальной собственности и сконструированный как юридическая фикция. В случае СМИ мы имеем дело именно с юридической фикцией, поскольку в реальности существует каждый отдельный экземпляр каждого отдельного номера газеты, но не существует газеты как некоего обобщенного объекта, объемлющего как все вышедшие ранее, так и все будущие номера этого периодического издания.
продукции, выполняемых услуг или работ.
Однако средство массовой информации не тождественно средству индивидуализации, т.е. своему названию, поскольку СМИ включает в себя весь тот объем исключительных прав, которые связаны с его содержанием, облеченным в определенную форму и являющимся результатом интеллектуальной деятельности редакции.
Вот почему наиболее адекватным правовой природе СМИ представляется определение средства массовой информации как результата интеллектуальной деятельности, имеющего название в качестве средства индивидуализации и форму периодического печатного издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы или иную форму периодического распространения массовой информации.
Отсюда следует, что содержащуюся в ст. 1 Закона о СМИ норму о владении, пользовании и распоряжении средствами массовой информации следует понимать как владение, пользование и распоряжение исключительными правами на СМИ. Одновременно могут существовать и вещные права, например на имущество редакции. Специфичность средства массовой информации как объекта права проявляется, помимо прочего, в том, что исключительные права на него могут не быть связаны с правом собственности на организацию, осуществляющую выпуск СМИ, как на имущественный комплекс.
Название СМИ, товарный знак, фирменное наименование Право на название является едва ли не более значимым, чем право на имущество редакции. С названием связаны имидж издания, его рейтинг, круг постоянных авторов, читателей, рекламодателей и партнеров, а также права на денежные средства, собранные в ходе подписки, и соответствующие обязательства перед подписчиками.
Однако не нужно забывать, что исключительные права на средства индивидуализации продукции входят в имущественный комплекс организации, осуществляющей выпуск СМИ, как нематериальные активы. И никто не вправе произвольно отобрать эти права. Правда, наименования СМИ не тождественны таким более традиционным видам средств индивидуализации, как товарные знаки и фирменные наименования.
Правовая категория наименования СМИ имеет некоторые черты сходства и различия с правовой категорией фирменного наименования. Хотя в ГК РФ такой объект исключительных прав, как фирменное наименование, упоминается неоднократно, однако ввиду отсутствия специального федерального закона отдельные вопросы по сей день регулируются Положением о фирме, утвержденным Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 г.
Вот почему гражданину, вознамерившемуся учредить СМИ или взять на себя функции редакции СМИ, совсем не обязательно учреждать коммерческую организацию или регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если его деятельность, конечно, не имеет целью извлечение прибыли.
- Ответственность провайдеров в сети Интернет
- Гражданская ответственность в сети Интернет
- Административная ответственность в сети Интернет
- Уголовная ответственность в сети Интернет
- Приостановление выпуска СМИ
- Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
- Ответственность за распространение запрещенной рекламы
- Уголовная ответственность
- Дисциплинарная и административная ответственность в информационной сфере
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу