Понятие и виды особых экономических зон в РФ

Особая (специальная, свободная) экономическая зона – это часть территории  государства, на которой действует льготный (преференциальный) режим  осуществления предпринимательской деятельности. В зависимости от сферы применения льгот такой режим может  в различном сочетании включать в себя:

1) льготный режим налогообложения, прежде всего, в отношении уплаты:
– налога на прибыль организаций;
– налога на доходы физических лиц;

2) льготный таможенный режим (как правило, режим
свободной таможенной зоны), предполагающий:
– отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров;
– отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт;
– упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу;

3) льготный валютный режим, обычно устанавливающий:
– свободное обращение и конвертацию иностранной и национальной валют;
– отмену ограничений на совершение валютных операций;

4) упрощенный порядок банковского регулирования и надзора за  деятельностью кредитных организаций;

5) сохранение банковской тайны:
– о вкладах;
– о счетах;
– о банковских операциях;

6) сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности об участниках  организаций и их коммерческой деятельности;

7) отмену количественных и иных ограничений на осуществление внешнеэкономической деятельности;

8) отмену ограничений на осуществление инвестиций, в том числе:
– по доле в уставном капитале организаций;
– по обязательному приобретению местной продукции;
– по обязательному привлечению местной рабочей силы;
– по экспорту производимой продукции;

9) ускоренный и упрощенный порядок регистрации
организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности;

10) упрощенный порядок въезда, пребывания (в том числе трудоустройства) и  выезда иностранных граждан;

11) единый специальный и самостоятельный орган
административного управления с определенными полномочиями;

12) самостоятельный бюджет зоны;

13) предоставление государственного имущества (в частности, земельных  участков, нежилых помещений, бюджетных средств) на льготных условиях;

14) запрет экспроприации иностранных инвестиций (национализации,  реквизиции, конфискации и иных мер, аналогичных по своим последствиям);

15) гарантию от неблагоприятного изменения законодательства. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации в деле об оспаривании постановления и.о. губернатора Самарской области от 9 августа 1999  г. N 219 “О создании особой экономической зоны на территории г. Похвистнево и Похвистневского района  Самарской области” указала на необходимость использования двух признаков для квалификации  ОЭЗ – определенную в административных границах территорию и особый правовой режим  хозяйственной деятельности. Она также отметила, что не имеет существенного значения название этих экономических зон, и подтвердила сходство понятий СЭЗ и ОЭЗ.

От ОЭЗ следует отличать другие используемые в законодательстве понятия.  Так, ничего общего, несмотря на похожие наименования, такая зона не имеет с особой исключительной  экономической зоной – морским районом, находящимся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающим к нему, с особым правовым режимом, в котором Российская  Федерация осуществляет определенные суверенные права, в частности, в целях разведки, разработки,  промысла и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов (пункт 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 5  Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне  Российской Федерации”).

Лечебно-оздоровительные местности, курорты и их земли, особо охраняемые  природные территории, предусмотренные Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ  “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” и Федеральным  законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, хотя и представляют собой определенную территорию с особым режимом, но содержание последнего  обычно заключается в запрещении или ограничении хозяйственной деятельности с целью охраны данных  территорий. В то же время правовой режим в ОЭЗ иной.

Он носит льготный характер и направлен на  создание условий для стимулирования инвестиционной деятельности.

ОЭЗ многообразны. В юридической и экономической литературе приводятся различные критерии классификации и, как следствие, виды ОЭЗ. В частности, данные зоны предлагается разграничивать:

1) по характеру деятельности и функциональному предназначению:
– торговые;
– промышленно-производственные;
– технико-внедренческие;
– портовые;
– логистические;
– научно-исследовательские;
– туристические;
– финансовые;
– комплексные;

2) по степени интегрирования в мировую и национальную экономику:
– анклавные;
– эксклавные;

3) по способу организации:
– территориальные;
– функциональные;

4) по характеру собственности:
– государственные;
– частные;
– смешанные.

В Российской Федерации в настоящее время существуют четыре вида ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные  и портовые ОЭЗ, предусмотренные Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых  экономических зонах в Российской Федерации”, а также ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях,  функционирующие на основании Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ “Об  Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации” и Федерального закона от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ “Об  Особой экономической зоне в Магаданской области”. На территории Республики Крым и города федерального  значения Севастополя действует СЭЗ согласно Федеральному закону от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ  “О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях  Республики Крым и города федерального значения Севастополя”.

Могут также создаваться зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ “О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации” и территории опережающего социально-экономического развития  согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ “О территориях опережающего  социально-экономического развития в Российской Федерации”.

Кроме того, действует Федеральный закон от 28 сентября  2010 г. N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”.

Несмотря на то что все они принимались в различные исторические  периоды и отражали существовавшие в те времена взгляды на роль и место ОЭЗ в экономике  страны, вышеназванные Федеральные законы преследуют общие цели создания и предусматривают одинаковый механизм взаимодействия лиц, участвующих в реализации инвестиционных проектов.

В этой  связи представляется крайне необходимым провести работу по упорядочению (систематизации) таких  федеральных законов путем объединения содержащихся в них положений в одном законодательном акте с  выделением в нем общих и специальных норм, предназначенных для регулирования отдельных видов  ОЭЗ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)