Понятие гражданского законодательства
Понятие гражданского законодательства. В советской юридической науке общепризнано понимать под правом выраженную в правовых нормах государственную волю политически господствующего класса.
В силу этого (как уже отмечалось в первой главе данного учебника) отправным, первичным элементом в системе гражданского права является правовая норма.
Совокупности норм образуют правовые институты (субинституты), подотрасли и саму отрасль – советское гражданское право.
Таким образом, система гражданского права – это по своей сущности объективная существенная взаимосвязь гражданско-правовых норм.
В отличие от права под законодательством следует понимать всю совокупность нормативных форм права, т. е. тех нормативных актов, посредством которых государство устанавливает (изменяет или отменяет) соответствующие гражданско-правовые нормы.
Иначе говоря, законодательство – это не система норм, а известная совокупность нормативных актов, в которых соответствующие нормы находят свое официальное выражение.
Понятие источника гражданского права. В советском правоведении категория источника права является многозначной.
Под источником права в социально-экономическом смысле понимается совокупность социально-экономических факторов, определяющих сущность права и объективные законы развития правового регулирования общественных отношений.
Сюда относятся прежде всего господствующие в обществе формы собственности и иные важнейшие социально-экономические отношения, определяющие лицо соответствующей социально-экономической формации.
Рассматривая развитие права в государственно-политическом аспекте, под источниками права принято понимать волю политически господствующего класса, нашедшую свое выражение в правовых нормах (институтах).
Так, в нашем социалистическом общенародном государстве в правовых нормах выражена воля всего советского народа.
В науке гражданского права, наряду с указанным социально-экономическим и государственно-политическим пониманием источника права, выделяется еще и специфическое (юридическое) истолкование данной категории.
Государственная воля (воля господствующего класса, всего народа), как известно, может быть выражена в самых различных формах в зависимости от тех целей, к достижению которых государство устремляет свою деятельность.
В то же время далеко не каждый акт выражения государственной воли является источником права.
Для того, чтобы акт выражения государственной воли мог рассматриваться в качестве источника гражданского права, необходимо наличие следующих трех моментов:
во-первых, чтобы таким актом устанавливались определенные правила поведения (нормы права), ибо в противном случае изданный акт будет иметь индивидуальное значение;
во-вторых, чтобы орган, издающий соответствующий акт, обладал компетенцией на издание подобных актов;
в-третьих, чтобы в ходе принятия рассматриваемого акта был соблюден определенный порядок (процедура), установленный законом.
Указанные три момента присущи всем отраслевым видам источников права любой отрасли.
Относимость того или другого нормативного акта к числу источников гражданского права определяется по его содержанию, т. е. по характеру тех правовых норм, которые устанавливаются, изменяются или отменяются данным нормативным актом.
Основное подразделение источников гражданского права осуществляется по властно-территориальному признаку.
На основе этого признака в науке права принято различать общесоюзные законы и иные республиканские нормативные акты, а также нормативные акты (обязательные постановления) местных Советов народных депутатов и их исполкомов.
Конституция Союза ССР служит общеотраслевой юридической базой развития всех отраслей советского законодательства.
Конституционные нормы обладают целым рядом только им присущих особенностей, среди которых необходимо указать на следующие:
во-первых, указанные нормы имеют государственно-политический характер.
Именно в них находят свое отражение все наиболее существенные и стабильные решения вопросов государственно-политического устройства нашего общества, очерчиваются параметры социальных, политических и иных прав, свобод и обязанностей советских граждан, выражается система социалистического народовластия и многое другое политически важное и существенное;
во-вторых, в конституционных нормах выражаются все важнейшие политические, экономические и иные социальные принципы бытия и развития нашего общества, характеризуются основные задачи и функции социалистического государства, определяются главные формы их реализации;
в-третьих, анализируемые нормы обладают высшей юридической силой. Ни одна норма, ни одно правило нашей правовой системы не может находиться даже в самом минимальном несоответствии с требованиями конституционных предписаний;
в-четвертых, конституционные нормы являются базовыми; именно на их основе и в соответствии с ними развивается и будет совершенствоваться все текущее законодательство: от актов Верховного Совета СССР до актов ведомственных и местных органов.
- Прекращение обязательств
- Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности
- Основания гражданско-правовой ответственности
- Основные виды гражданско-правовой ответственности
- Социальная сущность, функции и основные формы гражданско-правовой ответственности
- Гарантия
- Понятие задаток
- Сущность поручительства
- Действия залога
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу