Понятие государственного регулирования, функции государства в сфере регулирования отношений по созданию, охране и защите объектов патентного права

Государственное регулирование относится к административно-правовой сфере и обычно определяется как “функция государственного управления”, предполагающая “установление и обеспечение государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений”.

Кроме того, существует комплексное понимание государственного регулирования как системы мер различного характера: законодательного, исполнительного, контролирующего.

В самом широком смысле к элементам государственного регулирования, таким образом, могут быть отнесены все правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также государственные институты, осуществляющие административные, контрольные и иные функции в пределах компетенции в патентно-правовой сфере.

Как отмечает профессор Ю.А. Тихомиров, регулирование характеризуется директивной функцией, предполагает идею контроля; это сфера публичного права; обычно регулирование является централизованным ввиду особой роли государства в законотворчестве.

Регулирование в сфере патентных отношений является частью государственного регулирования экономики, методы которого подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования “характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов”, косвенными методами признаются “экономические средства воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности”.

Цель государственного регулирования экономики в условиях рынка определяется как достижение баланса публичных и частных интересов (установление оптимального уровня регулирования).

Общие положения, на которых базируется регулирование отношений в сфере создания и использования объектов патентных прав, содержатся в гл. 69 ГК РФ, которая включает ст. 1246 “Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности”.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, утверждает формы документов (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления действий по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов, удостоверяющих исключительное право их обладателей на такие результаты интеллектуальной деятельности, а также иных предусмотренных законом юридически значимых действий, связанных с правовой охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, также устанавливает правила составления и подачи вышеуказанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам рассмотрения указанных документов, а также издает другие нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных ГК РФ.

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ “О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” в ст. 1246 ГК РФ были внесены изменения, направленные на детализацию нормотворческой функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Из ст. 1246 ГК РФ видно, что законодатель не проводит границы между собственно созданием объектов патентного права, их охраной и защитой. Вместе с тем с позиции теории права здесь есть предмет для дискуссии. Так, создание изобретения как творческий процесс не подлежит правовому регулированию, но, используя формулировку “отношения по созданию изобретений”, законодатель имеет в виду отношения общественные, т.е. “вышедшие” за рамки индивидуального сознания изобретателя.

Объективация результата интеллектуальной деятельности является своего рода “точкой отсчета” для констатации возникновения отношений интеллектуальной собственности. Иногда в качестве примера регулирования отношений по созданию изобретений приводится ст. 1371 ГК РФ. Этот пример скорее подтверждает тезис о нерегулируемости самого процесса создания изобретений: договор подряда или договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ могут как предусматривать, так и не предусматривать создание результата интеллектуальной деятельности, но и в том, и в другом случае они не “превращаются” в договоры о создании изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Для того чтобы решить правовую судьбу результатов интеллектуальной деятельности, появившихся в процессе выполнения таких договоров, законодатель вводит абзац второй п. 1 ст. 1371 ГК РФ. Только факт появления изобретения (“юридический поступок” в соответствии с известной классификацией юридических фактов) является основанием соответствующего правоотношения. Процесс создания изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, как и иных результатов интеллектуальной деятельности, остается вне рамок правового регулирования.

Понятия “охрана” и “защита” принято рассматривать как целое и часть: если под охраной понимается вся совокупность правовых норм, обеспечивающих реализацию патентного права, то защита предполагает комплекс мер процессуального и материального характера по восстановлению нарушенного (оспариваемого) права.
Примером государственного регулирования патентных отношений, отражающим своеобразие последних, являются правовые нормы, предусматривающие прямое – путем принятия административного решения воздействие государства на указанные отношения.

Так, согласно ст. 1360 ГК РФ Правительство РФ имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца. Происходит это без согласия патентообладателя, но с уведомлением его в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации. Понятие “национальная безопасность” в ГК РФ не раскрывается.

В иных документах, например в Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683, можно найти следующее определение: национальная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности (п. 6).

Следует отметить, что практический механизм применения ст. 1360 ГК РФ отсутствует. Дискуссионным является вопрос о том, необходимы ли для реализации положений данной статьи ГК РФ иные нормативные правовые акты. Отметим, что на сегодняшний момент нет случаев применения ст. 1360 ГК РФ.

Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (далее – Стратегия), отдельный раздел (IV) которой посвящен государственной политике в области научно-технологического развития Российской Федерации.

Основополагающими принципами государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации названы свобода научного и технического творчества; системность поддержки; концентрация ресурсов; рациональный баланс; открытость; адресность поддержки и справедливая конкуренция (п. 30 Стратегии).

Конкретные меры, направленные в том числе на стимулирование активности в сфере создания и использования патентоспособных объектов, перечисляются, в частности, в п. 32 Стратегии. Так, создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности и лучшим российским практикам, обеспечивается путем:

  • развития за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также частных инвестиций инфраструктуры и поддержки функционирования центров коллективного пользования научно-технологическим оборудованием, экспериментального производства и инжиниринга;
  • поддержки создания и развития уникальных научных установок класса “мегасайенс”, крупных исследовательских инфраструктур на территории Российской Федерации;
  • доступа исследовательских групп к национальным и международным информационным ресурсам;
  • отказа от излишней бюрократизации, а также упрощения процедур закупок материалов и образцов для исследований и разработок;
  • участия российских ученых и исследовательских групп в международных проектах, обеспечивающих доступ к новым компетенциям и (или) ресурсам организации исходя из национальных интересов Российской Федерации;
  • развития сетевых форм организации научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе исследовательских, инженерно-производственных консорциумов, кластерных форм развития высокотехнологичного бизнеса;
  • поддержки отдельных территорий (регионов) с высокой концентрацией исследований, разработок, инновационной инфраструктуры, производства и их связи с другими субъектами Российской Федерации в части, касающейся трансфера технологий, продуктов и услуг.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)