Понятие эмоции

ЭМОЦИИ (от лат. emoveo — возбуждать, волновать, потрясать) — субъективное состояние организма, сопровождающее процесс формирования и реализации мотивации и выступающее как фактор внутренней регуляции поведения, позволяющий адекватно оценивать результаты совершаемой деятельности.

Нервным субстратом Э. являются взаимосвязанные мозговые образования, включающие в себя структуры лимбической системы (гиппокамп, гипоталамус, миндалину) и фронтальные отделы неокортекса.

Э. разделяются на положительные и отрицательные.

К проявлениям Э. у человека относят комплекс соответствующих телесных реакций, как внешних (двигательные, звуковые реакции, жесты, мимика), так и внутренних (изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, гладкой и скелетной мускулатуры), а также субъективные психические переживания, выражающиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и т. д.

Степень выраженности Э. зависит от типологических особенностей человека, от силы действующей мотивации, а также от развития волевых качеств личности.

Во многих случаях внешнее выражение Э. определяется социальными стереотипами поведения, которые, в отличие от вегетативных компонентов эмоциональной реакции, человек в состоянии как затормозить, так и произвольно воспроизвести при отсутствии выраженных субъективных переживаний (например, актерская игра).

Эмоциональная окраска присуща любой деятельности, выступая в качестве основного фактора оценки результативности планируемого или выполняемого поведенческого акта.

Переживание любой потребности, основанной на дефиците чего-либо необходимого и жизненно важного для организма, сопровождается эмоцией отрицательного характера, которая направлена на дополнительное усиление мотивационного возбуждения и соответствующее повышение эффективности данной поведенческой деятельности.

Возрастание вероятности достижения цели приводит к возникновению положительных Э., которые, продолжая свое стимулирующее действие, выступают и как подкрепляющий фактор.

В случае неоднократного удовлетворения потребности, сопровождающегося положительной Э., происходит закрепление памятного следа реакции.

Функция подкрепления характерна и для отрицательных Э., когда низкая вероятность удовлетворения потребности или повторные неудачи в достижении цели вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.

Важную роль в развитии Э. играет фактор времени. В экстремальных условиях, когда человек не способен быстро справиться с возникшей ситуацией, могут возникать аффекты как крайняя форма эмоциональной реакции.

Длительно текущее сохранение эмоционального фона называют настроением человека. Формирование Э. человека является важнейшим условием развития его личности.

Э. оказывают влияние на развитие основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Э., порождаемые высшими потребностями человека, принято называть чувствами, а сильное, абсолютно доминирующее чувство— страстью.

Решающее значение в формировании эмоциональной сферы человека принадлежит воспитанию. Особенно важно следить за развитием и проявлением Э. в раннем детстве, когда наличие конфликтной ситуации в окружающей среде может привести к эмоциональным стрессам, выступающим, как правило, одной из главных причин возникновения различных форм неврозов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)