Политическая партия: структура и функции

В демократической политической системе партии играют роль связующего механизма современного общества, являются тем мостиком, который соединяет народ и правительство. Партии – это политические общественные организации, которые борются за власть или за участие в осуществлении власти. Партией можно назвать любую группу, независимо от степени ее организованности, если она стремится избрать руководителя правительственного кабинета под определенным политическим знаменем (А. Эпстайн).

История возникновения партий

Со времен античности до наших дней соперничество политических группировок, объединенных вокруг популярных лидеров, составляло характерную черту истории. Однако политические партии в современном значении этого слова появились в Европе и США лишь в начале XIX в. До этого времени большинство политиков настороженно относились к борьбе партийных группировок, указывали на разрушительные последствия политического противостояния и искали пути к его ограничению.

Массовые политические партии возникли в США в связи с президентскими выборами 1800 г., т. е. за несколько лет до появления партий в Европе. Первоначально партии активно действовали преимущественно во время избирательных кампаний. Их сторонники не были связаны партийной дисциплиной, не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных конференций и съездов.

С возникновением массового рабочего движения в Европе возникли первые партии с привычными для нас признаками: партийный билет, оформленное членство, взносы, внутрипартийная дисциплина, партийный аппарат (организованная группа людей, для которых партийная деятельность является профессией). Те слои общества, среди которых партия пользовалась наибольшим влиянием, образовали ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей свои голоса на выборах, стали ее электоратом.

Так, первоначально социал-демократические партии Европы опирались на рабочий класс; либеральные демократы – на средние слои (служащих, интеллигенцию, мелких предпринимателей); консервативные партии – на крупных собственников, средние слои и зажиточное крестьянство; аграрные – на сельское население.

Цитата

Идейный родоначальник британского консерватизма Эдмунд Бёрк (1729–1797) указывал, что «партийное разделение, независимо от того, действуют ли партии в целом в интересах добра или зла, – вещь неотделимая от свободной системы правления».

В России мощный толчок к формированию и консолидации политических партий дала революция 1905 г., при этом политический спектр партий был достаточно пестрым – от крайне правых до крайне левых: октябристы («Союз 17 октября»), кадеты (конституционно-демократическая партия), Партия правого порядка, Партия мирного обновления, Торгово-промышленная партия, Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).

Если в XIX – начале ХХ в. партии создавались для защиты интересов определенной социальной группы, то сегодня ситуация принципиально изменилась. Примерно с середины прошлого столетия крупные партии в развитых странах стали получать на выборах поддержку избирателей, относящихся к различным социальным слоям и группам.

Пример:

Американский политолог Майкл Роскин (р. 1939) подчеркивает, что в США принадлежность к какой-либо политической партии не имеет принципиального значения. У республиканской и демократической партий много общего в том, что касается основных ценностей, идеологии и политических программ. Результаты выборов обычно зависят от личности кандидатов, а не от партийной принадлежности. Однако в Европе некоторые партии стремятся в значительной мере сохранить свое политические лицо. Так, электорат социал-демократов полагает, что в случае прихода этой партии к власти усилится влияние профсоюзов, возрастут расходы на социальные нужды, на обеспечение незащищенных слоев населения: престарелых, больных, безработных, молодежи. Партия ХДС в ФРГ и консервативная партия Великобритании имеют тесные связи с крупным капиталом, открыто защищают интересы деловых кругов. Избиратели голосуют за эти партии, если уверены в их сильной экономической политике, способной повысить деловую активность в стране (при условии защиты социальных интересов большинства).

Политические партии современной России

В России сегодня действует Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон о партиях) с внесенными в него законодателем изменениями, наиболее существенными из которых являются поправки, вступившие в силу в 2012 и 2015 гг.

Политической партией в нашей стране признается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3 Закона о партиях). Политическая партия представляет собой вид общественной организации, к которому предъявляются следующие требования:

  • а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в одном субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
  • б) в политической партии должно состоять не менее 500 членов, причем гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии и состоять только в одном региональном отделении данной политической партии – по месту постоянного или преимущественного проживания. Уставом политической партии могут быть предусмотрены специальные требования к минимальной численности членов партии в ее региональных отделениях;
  • в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями политической партии являются:

  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ, высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Ограничения на создание и деятельность политических партий, которые предписывает российское законодательство, во многом подобны тем, что приняты в других демократических странах. В частности, запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. При этом включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни (ст. 9 Закона о партиях).

Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений. Кроме того, на территории Российской Федерации не допускаются создание и деятельность политических партий иностранных государств и структурных подразделений таких партий.

Вместе с тем партии в нашей стране пользуются широкими политическими правами. Так, согласно законодательству, политическая партия вправе (ст. 26 Закона о партиях):

  • свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
  • участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных Законом о партиях и иными законами;
  • участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;
  • организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;
  • учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
  • пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;
  • создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;
  • защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
  • устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии;
  • осуществлять иную деятельность, установленную законодательством Российской Федерации.

Один раз в три года (а не ежегодно, как предусматривалось раньше) политическая партия должна представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов в каждом из ее региональных отделений и о продолжении своей деятельности, а в Центральную избирательную комиссию РФ – сводный финансовый отчет.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПАРТИЙНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Последние поправки к Закону о партиях свидетельствуют о серьезных изменениях в подходах российского государства к партийному строительству. В предыдущие годы превалировала тенденция к сокращению количества политических партий путем ужесточения требований к их организации и функционированию. В настоящее время политические партии, являющиеся формально общероссийскими, фактически могут быть созданы как межрегиональные, региональные и даже муниципальные объединения. Это позволяет сделать новая минимальная численность членов политической партии – 500 человек (в начале 2000-х гг. партийное строительство регламентировалось значительно более строго: требование к минимальной численности партий составляло 50 тыс. человек). Указанные изменения не могли не сказаться на российском политическом ландшафте.

До 2012 г. в России официально было зарегистрировано всего семь партий. После принятия либеральных поправок разрешительный порядок регистрации политической партии фактически был заменен на уведомительный, и число партий стало стремительно расти. В 2016 г. зарегистрировано уже 77 политических партий, среди которых «Демократическая партия России», «Альянс Зеленых – Народная партия», «Союз Горожан», «Народная партия России», «Партия Социальных Сетей», «Социал-демократическая партия России», «Коммунистическая партия социальной справедливости», «Партия пенсионеров России», «Города России», «Молодая Россия», «Новая Россия», «Партия свободных граждан», «Российская экологическая партия «Зеленые», «Российская сетевая партия» и др.

Стоит ли опасаться слишком большого количества партий? Отечественная политическая история свидетельствует о том, что значительного роста партийного строительства не отмечалось даже тогда, когда по численности партий почти не было ограничений (например, до принятия в 2001 г. Закона о партиях). Известно, что в 1999 г. на выборы в Государственную думу помимо партий допускались и так называемые общероссийские политические общественные объединения, главным отличием которых от иных общественных организаций было наличие в уставе цели участия в выборах. При подсчете оказалось, что их количество достигло 139. На этом основании многие отечественные аналитики прогнозировали, что реальное число партий будет колебаться от 40 до 100. Однако, даже если будет зарегистрировано свыше 100 партий, большая их часть сможет вести лишь виртуальное существование, так как на реальную работу у них не останется достаточно средств.

Вместе с политическими партиями в России и других демократических странах мира действуют многочисленные ассоциации, движения, союзы. Их основное отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят своей целью добиваться участия в осуществлении власти; как правило, они борются лишь за определенное влияние на политический процесс. Эти организации ориентированы на достижение узких целей одной социальной группы или решают одну специальную проблему. Движение за права потребителей, за права молодежи или престарелых, женские ассоциации, экологические организации – вот далеко не полный перечень современных политических движений. Иногда на базе наиболее влиятельных из них могут сформироваться политические партии.

Так, в развитых странах мира существуют партии «зеленых», которые начинались как общественные движения. В России зарегистрировано несколько подобных партий, выросших из экологического движения. В Европе «зеленые» пользуются значительной поддержкой населения и имеют представительство в парламентах. Весьма вероятно, что в нашей стране у них тоже есть большие перспективы в связи с нарастанием глобального экологического кризиса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)