Политическая наука в информационном обществе

Современное общество все чаще называют информационным, поскольку именно информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) начинают играть определяющую роль во всех сферах общественной жизни, особенно в политике. Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) пророчески предсказывал, что новая информационная волна принесет с собой «собственные представления о мире, со своими собственными способами использования времени, пространства, логики, причинности». И вот наконец информационная волна вплотную подступила к политическому берегу.

Начало новой информационной эры ознаменовалось существенными изменениями в политической жизни общества, которые имеют ярко выраженный постклассический характер. Прежде всего информационная революция радикальным образом изменила технологический базис политики.

Прогноз экспертов

По данным экспертов, совершенствование ИКТ происходит в три – шесть раз быстрее, чем технологий использования энергии, при этом прогресс в информационной сфере постоянно ускоряется ввиду безграничности спроса на новые технологические разработки. В течение ближайших лет объем информации во Всемирной сети будет удваиваться каждые 11 часов. Через несколько лет любая поверхность сможет выполнять функции дисплея. В ближайшие 10 лет скорость передачи данных в домашних сетях увеличится в 20 раз. К 2020 г. каждое электронное устройство будет иметь универсальное приложение для перевода с других языков.

  1. Информационная революция создает не только новый технологический уклад, но и новую социальную реальность, которую призваны осмыслить политики.
  2. Колоссальные сдвиги происходят в сфере занятости: в развитых государствах информационные отрасли поглощают больше половины рабочей силы.
  3. Стремительно развивается информационный сектор экономики, включающий в себя передовые отрасли материального производства, обеспечивающие технологический прогресс; сферу услуг коммуникации и связи; производство IT и программного обеспечения, а также различные области образования.

Все это привело к бурному развитию политических коммуникаций: печать, телевидение, радио, Интернет стали использовать новые информационные технологии, что значительно усилило эффективность связей с общественностью и сделало политический пиар важным инструментом современного политического управления.

Определение понятия

Связи с общественностью, пиар – первоначально этими понятиями обозначалась разновидность маркетинга (стимулирование спроса на товар определенной фирмы путем формирования благоприятного общественного мнения об организации в целом и ее продукции). Сегодня применительно к политике эти термины употребляются для обозначения политических технологий по формированию благоприятного общественного мнения о политических организациях и процессах.

Изменения в сфере политических коммуникаций заставляют ученых во многом переосмыслить роль и значение политики в современном обществе.

В классической картине мира «политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству» (М. Вебер). Речь идет о внешней и внутренней политике государств, валютной политике банков, политике профсоюзов, культурной, бюджетной политике и политике корпораций. Особое значение приобретает узкоспециальный смысл рассматриваемого понятия: его имеют в виду, когда говорят о сфере политической власти.

Определение понятия

Сама этимология термина политика обращена к властной сфере: греческое слово politike означает искусство управления государством, государственные и общественные дела. Именно поэтому немецкий социолог, экономист и историк культуры Макс Вебер (1864–1920) определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Другими словами, в классической картине мира политика – это особая форма человеческой практики, в рамках которой люди решают свои жизненные проблемы с помощью механизмов политической власти. В процессе информационной революции формы политической практики чрезвычайно расширились, впервые охватив виртуальное пространство. Возникновение сетевых информационных структур заставило по-новому посмотреть на проблему организации политической власти в обществе. Если классическая политология была основана на изучении политических институтов и процессов, то постклассическая политическая наука поставила вопрос о трансляции политических символов в виртуальное пространство.

В новых условиях политическая борьба разворачивается в информационном поле, которое все чаще становится передовым краем политики. Особая роль здесь принадлежит духовным, цивилизационным и культурным факторам, значение которых усиливается с развитием информационной революции. Реалии информационного общества поставили перед политиками новую нетрадиционную задачу: проанализировать роль информации в процессе решения проблемы завоевания и удержания политической власти. Дело в том, что информационные воздействия способны изменить главный политический потенциал общества: национальный менталитет, культуру и моральное состояние людей. Каналы коммуникаций становятся ареной виртуальной политической борьбы, на первый взгляд невидимой и бескровной, но в действительности жестокой и беспощадной.

Информационная парадигма политики означает, что в новом тысячелетии судьба политической власти во многом зависит от того, кто обладает превосходством в виртуальном пространстве. Политическое пространство в таких условиях – понятие прежде всего информационное: тот, кто контролирует источники информации на определенном политическом пространстве, тот контролирует и само это политическое пространство.

Информационная революция оказывает решающее влияние на политическое время. Ход политических часов под влиянием разнонаправленных сетевых коммуникационных потоков сегодня утратил монотонное, линейное течение. Политическое время приобрело бифуркационный, кризисный, стохастический характер.

Информационные сетевые потоки обладают во временном измерении всеми качествами «черной дыры»: время максимально ускоряется, движется со скоростью света, и информация может мгновенно передаваться сразу в разные точки пространства. Это позволяет говорить об исчезновении времени (в его классическом понимании) в сетевых потоках, что в сфере политики приобретает особое значение. В виртуальном политическом пространстве «распадается связь времен»: прошлое утрачивает значение; политическое настоящее приобретает гипертрофированный смысл, а политическое будущее попадает в непосредственную зависимость от настоящего.

Точка зрения

Известный испанский социолог Мануэль Кастельс (р. 1942) отмечает: «Общества окончательно и воистину разочарованы, поскольку все чудеса – online и их можно соединять в самостоятельно построенные образные миры. С другой стороны, новая коммуникационная система радикально трансформирует пространство и время, фундаментальные измерения человеческой жизни. Местности лишаются своего культурного, исторического, географического значения и реинтегрируются в функциональные сети или в образные коллажи, вызывая к жизни пространство потоков, заменяющее пространство мест. Время стирается в новой коммуникационной системе: прошлое, настоящее и будущее можно программировать так, чтобы они взаимодействовали друг с другом в одном и том же сообщении. Материальный фундамент новой культуры есть пространство потоков и вневременное время. Эта культура перекрывает и включает разнообразие передававшихся в истории систем отображения; это культура реальной виртуальности, где выдуманный мир есть выдумка в процессе своего создания».

Виртуальное политическое время погружает нас в мозаичный мир политического спектакля. Человечество попадает под гипнотическое влияние раздутых политических сенсаций, и чем более простые ответы подсказывает диктор, комментируя события, тем охотнее ему верят. Виртуальное политическое время – это время непрекращающегося монологического потока информации, где нагнетается ощущение срочности сообщений, а ежедневные и даже ежечасные новостные обновления лишают информационное поле какой-то определенной структуры.

Человек лишен времени, чтобы осмыслить и понять сообщения, которые вытесняются все новыми и новыми фактами. При этом особое значение имеет совершенно новый для политической истории факт коммерциализации политического времени: в виртуальном мире время можно достаточно свободно купить, если заплатить значительную сумму за эфир или приобрести целый информационный канал. Политическое время стало товаром, который приносит немалый доход. Однако коммерциализация времени наносит моральный урон современному обществу, которое вынуждено мириться с тем, что политические ценности формируются виртуальными политтехнологами.

Любая политическая информация в виртуальном пространстве может стать точкой бифуркации (раздвоения) или кризиса, способной повлиять на выбор альтернативных сценариев будущего политического развития. В руках виртуальных политтехнологов настоящее политическое время становится рычагом мощного влияния на политическое «завтра» с помощью искусственного раздувания и даже произвольного конструирования событий. Сегодня большинство людей знают о политических лидерах и государственных деятелях только то, что предлагают им средства массовых коммуникаций.

При этом особое значение для понимания и предвидения политического поведения масс имеет то, что в телевизионной культуре считается правдой, а не реальная политическая жизнь. С помощью виртуального политического времени появляется возможность фабриковать политическую историю, влиять на национальную культуру и тем самым на политическое будущее. Роль случайной политической информации в виртуальном политическом времени возрастает до непропорционально больших размеров и может оказать решающее влияние на настоящее и будущее.

Какую же огромную опасность таит в себе виртуальное политическое время, если оно оказывается в руках недобросовестных соискателей политической власти! Именно поэтому роль и значение нравственных императивов в эпоху информационного общества необыкновенно возрастает. Согласимся с американским социологом Амитаем Этциони (р. 1929), который предлагает «новое золотое правило» в эпоху постмодернити: «Уважай и поддерживай нравственный порядок в обществе, если хочешь, чтобы общество уважало и поддерживало твою независимость».

Претворение этого правила в жизнь подразумевает, что в виртуальном политическом пространстве должны действовать определенные этические нормы, которые позволят обществу контролировать правдивость и нравственность сведений, поступающих с информационных лент. К сожалению, сегодня виртуальное политическое время часто становится объектом неконтролируемых политических манипуляций, и это наносит серьезный урон общественному сознанию.

Известное изречение, приписываемое Уинстону Черчиллю, о том, что генералы всегда готовятся к сражениям прошлой войны, сегодня в значительной мере относится и к политологам.

К тем, которые упорно пишут об ужасах тоталитарной цензуры и запретах религиозного фундаментализма, не замечая, что в информационном обществе на первый план выдвигается новый уровень опасностей, связанных с торжеством виртуальной вседозволенности. Сегодня мы вступаем в новую эру, когда виртуальное политическое время настолько подчинило себе время реальное, что человечество вплотную подошло к созданию чисто информационной структуры политических взаимодействий.

Информация постепенно становится основным компонентом нашей политической организации, а потоки виртуальных образов составляют основную нить политической структуры общества. Между тем вся система национального и международного права по-прежнему регламентирует только сферу реального политического пространства-времени, не замечая виртуального измерения мира политики. Человечеству давно пора посмотреть на свое отражение в виртуальном политическом зеркале и ощутить космический пульс виртуального политического времени.

Мнение ученых

Ведущая роль политики в современном обществе не раз подчеркивалась в работах крупнейших мыслителей нашего времени. В частности, французский философ, социолог и политолог Раймон Арон (1905–1983) утверждал, что примат политики над другими видами человеческой практики, в том числе над экономикой, объясняется тем, что политика непосредственно затрагивает сам смысл человеческого существования. Все дело в том, что общественная жизнь определяется прежде всего системой сложившихся отношений между людьми.

Именно механизмы исполнения власти в обществе, способы назначения и избрания лидеров, отдающих приказы и распоряжения, больше любой другой сферы влияют на характер общественных отношений. Как известно, все основные различия современных обществ обусловлены структурами государственной власти. Это позволило Арону сделать важный вывод: «В современных условиях все происходит так, будто возможные конкретные варианты постиндустриального общества определяет именно политика».

Английский политолог и социолог Карл Раймунд Поппер (1902–1994) в работе «Открытое общество и его враги» обосновал фундаментальный характер современной политологии как науки о политической власти. Он обратил внимание на то, что именно политика контролирует экономическую мощь, все социальные, культурные и военные программы: «Политическая власть и присущие ей способы контроля – это самое главное в жизни общества». Именно политические программы способны помочь экономически незащищенным членам общества ограничить эксплуатацию, снизить рост безработицы, поддержать национальную культуру, сохранить экологию.

Таким образом, политика сегодня имеет ключевое значение в решении основных проблем человеческого существования. Вот почему так важно определить, какой научный смысл вкладывается в это понятие. Современная политология интерпретирует политику в институциональном, нормативном и процессуальном измерениях.

Институциональное измерение политики определяется основными институтами: конституцией, принципом разделения ветвей власти, правовым порядком, избирательной системой, организацией и наличием партийной жизни.

Нормативное (содержательное) измерение политики зависит от целей и задач. В современном обществе, построенном на принципах демократии и плюрализма, различные политические партии часто преследуют противоположные цели, что делает политику достаточно конфликтной, противоречивой и многогранной в нормативном плане.

Интерпретация ключевых категорий

Макс Вебер утверждал, что «всякое этически ориентированное политическое действование» может подчиняться двум фундаментально различным, даже непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на «этику убеждения», либо на «этику ответственности».

Тот, кто исповедует этику убеждения, чувствует себя ответственным в политике только за то, чтобы не гасло пламя чистого убеждения, например, пламя протеста против несправедливого политического порядка. Разжигать это пламя снова и снова – вот цель его политики. Тот, кто исповедует этику ответственности, считается с последствиями своих действий и не может перекладывать на других ответственность за свою политику. Такой человек скажет: «Эти следствия вменяются моей политической деятельности». Однако этика убеждения и этика ответственности не абсолютные противоположности в политике, они являются, по существу, взаимодополнениями, которые лишь совместно составляют подлинное, «веберовское» призвание к политике.

Процессуальное измерение политики характеризует ее как перманентный процесс, направленный на реализацию интересов различных общественных групп с помощью формальных и неформальных процедур (митинги, собрания, демонстрации, политические выборы и т. п.).

В демократическом обществе политические акторы действуют под углом зрения негарантированного и непредопределенного выбора, что делает политический процесс достаточно непредсказуемым. В этом смысле политику часто сравнивают с игрой, с ее важнейшими характеристиками: нелинейностью, случайностью, неопределенностью, стохастичностью.

Вероятностный характер политических процессов, высокая доля рисков и неожиданных событий, неполнота информации, невозможность держать под контролем все слагаемые политических действий, наконец, неопределенность результата – вот что наиболее ярко характеризует современную посттрадиционную политику как вид человеческой практики. Отсюда закономерно следует, что одного только научного обоснования политического курса совершенно недостаточно для обеспечения его эффективной реализации на практике.

«Политика есть искусство возможного», – заметил некогда Бисмарк, и эта фраза сразу же стала крылатой. Действительно, то, что не в силах сделать наука, компенсирует в политике искусство возможного: искусство политического компромисса, искусство маневра, искусство толерантности (терпимости). Практическому политику необходимы тонкая интуиция и высокое мастерство, чтобы претворить задуманный политический курс в жизнь. Все это позволило известному французскому политологу Морису Дюверже (1917–2014) назвать политику «двуликим Янусом»: в ней неразрывно слились такие противоположные начала, как пламя борьбы и лед холодного расчета, свобода творчества и жесткий реализм необходимости, прозрачный рационализм аналитики и мистическая иррациональность интуиции. Однако именно эта борьба противоположных начал и делает политику необыкновенно увлекательной сферой человеческой практики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)