Политическая элита и ее роль в обществе

Разделение общества на управляющих и управляемых характеризует всю историю человечества. Так, уже античные философы Платон и Аристотель говорили о правлении лучших, об аристократии. Как указывал Аристотель, сущность аристократического строя заключается в том, что при нем почетные права распределяются в соответствии с добродетелью, ибо «основой аристократии является добродетель…».

Великий оратор древности Цицерон со свойственным ему красноречием нарисовал во многом идеальный образ античной аристократии. В его трудах можно найти наиболее полную характеристику класса управляющих – «благородных мужей» античности.

Цитата

«И в самом деле, откуда возникло понятие о долге и как была создана религия? Откуда появилось право народов и даже наше право, называемое гражданским, откуда правосудие, верность, справедливость? Откуда добросовестность, воздержанность, отвращение к позорным поступкам, стремление к похвалам и почету? Откуда стойкость в трудах и опасностях? Да ведь все это исходит от тех людей, которые, когда это благодаря философским учениям сложилось, обычаями подтвердили одно, а другое укрепили законом».

Античные философы были убеждены: природа наделила лучших людей таким высоким стремлением поступать доблестно и столь великой склонностью служить общему благу, что сила эта одержала верх над всеми соблазнами наслаждений и досуга аристократии. Между тем ни в античности, ни в эпоху Средневековья понятия элиты еще не существовало, поэтому философы использовали термин аристократия, под которым понималась совокупность таких качеств, как благородство происхождения, доблесть и богатство. В XIX в. термин элита получает широкое распространение в общественных науках, а в политологию его вводит известный итальянский социолог Вильфредо Парето (1848–1923).

Определение понятия

Элита (фр. elite – «избранное, лучшее, отборное», от лат. eligere – «отбирать»), как указывают словари, представляет собой группу людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, авторитетом.

В. Парето рассматривал элиту как класс тех, кто имеет наиболее высокие индексы в определенной сфере деятельности. Он исходил из того, что любому индивиду можно присвоить индекс способностей, подобно экзаменационным оценкам (обратим внимание, что у Парето речь идет о фактическом, а не о потенциальном состоянии).

Цитата и интерпретация

Самому лучшему специалисту дается индекс 10; работнику, которому не удается получить ни одного клиента, – 1, полному неудачнику – 0. Тому, кто сумел нажить миллионы (согласно Парето, неважно, честно или нечестно), присваивается индекс 10; зарабатывающему тысячи – 6; тому, кто едва не умирает от голода, – 1, а находящемуся в приюте для нищих – 0. Женщине, которая сумела снискать доверие влиятельного лица и через него принимала участие в управлении общественными делами, например Аспазия при Перикле, Ментенон при Людовике XIV, Помпадур при Людовике XV, Парето давал высокий индекс – скажем, 8 или 9. Той, которая могла удовлетворять лишь чувственность подобных людей и не оказывала никакого влияния на их политику, ставил 0. Ловкий жулик, обманывающий людей, но не подпадающий под действие уголовного закона, получал 8, 9 или 10 в зависимости от числа простофиль, которых он заманил в свои сети, и количества вытянутых из них денег. Нищий воришка, укравший столовый прибор у трактирщика и к тому же позволивший карабинерам схватить себя, получал 1. Такому поэту, как Кардуччи, в зависимости от вкусов присваивался индекс 8 или 9; рифмоплету, декламация стихов которого обращает людей в бегство, – индекс 0. И так далее – для всех сфер деятельности человека.

Тех, кто имеет наиболее высокий индекс в сфере деятельности, Парето называл избранным классом (elite), подразумевая, что граница, отделяющая элиту от остального населения, не является, да и не может являться точной, подобно тому как неточна граница между юностью и зрелостью; впрочем, это не означает, что бесполезно рассматривать такие различия.

Итальянский социолог Гаэтано Моска (1858–1941) видел в элите прежде всего политический класс. Моска считал элиту наиболее активными в политическом отношении индивидами, ориентированными на власть; организованным меньшинством общества. Согласно его представлениям, во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации и заканчивая наиболее могущественными) существует два класса людей – правящих и управляемых. Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые она дает. Второй класс, более многочисленный, управляется и контролируется первым в форме, которая в настоящее время сравнительно законна, до известной степени произвольна и насильственна, и которая обеспечивает первому классу (по крайней мере внешне) материальные средства существования и все необходимое для жизнедеятельности политического организма.

В реальной жизни общество признает существование правящего класса. В любой стране управление общественными делами находится в руках меньшинства влиятельных людей, с верховенством которых, осознанно или нет, считается управляемое большинство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)