Поисково-апробационная игра “Геракл”

Метод поисково-апробационных игр (ПАИ), как разновид-ность организационно-деятельностных игр, разработан А.П. Хачатурян (Панфиловой) в 1986 г. В играх этого класса не только разрабатываются проекты, но и создаются программы их реализации, а также делаются попытки на заключительном этапе игры сконструировать модель объекта управления и проследить, какие изменения вызовут в нем хотя бы некоторые из принятых решений.

В основе игры «Геракл» – не формальные организационно-управленческие механизмы и операции и не внешние факторы, способствующие деятельности участников игры, а живой, доказательный, творческий процесс мышления играющих, направленный на поиск, разработку и апробацию новых, конструктивных, реально воплощаемых в практику идей для решения организационных, социально-экономических, психолого-педагогических и управленче-ских проблем.

Участники ПАИ выступают в разных ролях: экспериментатора-исследователя; новатора, ищущего новые пути решения конкретной теоретической (например, разработка концепции) или практической (например, переход организации на самофинансирование или выведение предприятия из стагнации) проблемы; критика, разоблачающего социальные стереотипы профессиональной деятельности; защитника, отстаивающего конструктивные идеи, аргументированно доказывающего их новизну и перспективность, адекватность требованиям нового хозяйственного механизма и рыночным отношениям.

Программа поисково-апробационной игры строится на основе социально-экономических потребностей общества и предприятия. В основе методики лежат поисково-ситуационный и деятельностный подходы, инноватика, практическое решение разнообразных профессиональных и управленческих проблем предприятия через соорганизацию эффективного взаимодействия, коллективных и групповых дискуссий, раскрытие творческого потенциала каждо-го участника игры.

Основные цели ПАИ «Геракл»:

  • развитие умений осуществлять сбор и анализ информации, диагностику задачи и ситуации;
  • развитие личности каждого участника игры через создание условий для самореализации и самоорганизации;
  • развитие у участников игры инновационного мышления и поведения;
  • решение практических задач конкретной организации;
  •  преодоление инертности у участников игры, закрепление позиции «начни с себя»;
  • поиск нестандартных решений проблем и доведение их до про грамм реализации;
  •  развитие сотрудничества в условиях группового взаимодействия;
  •  освоение рефлексивного анализа итогов коллективной работы.

Игра «Геракл» в полном объеме рассчитана на 24-30 часов учебного времени, число участников в среднем – 28 человек. Возможен фрагментарный, упрощенный 8-часовой вариант игры. Число уча-стников также может варьироваться, но крайние пределы: 18^5 человек.

Содержанием игры может быть любая актуальная проблема предприятия, нуждающаяся в новых, нестандартных решениях. Результатом игры является конкретный продукт – проекты реализации тех или иных решений, прошедшие апробацию в ходе игры, они могут быть использованы как для научных целей, так и для практического внедрения.

На основе данной игры можно создать банк инновационных идей, позволяющий совершенствовать профессиональную и управленческую деятельность, активизировать межличностные и деловые отношения в новых экономических условиях.

Игра может применяться в системе вузовского и последипломного образования как учебная и развивающая, рефлексивная, снимающая стереотипы мышления и поведения, ориентирующая на поиск новаций, обучающая партисипативному (соучаствующему в управлении) стилю, а в рамках конкретного предприятия или фирмы – для анализа сложившейся ситуации и разработки решений по имеющимся проблемам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)