Подходы к периодизации исторического развития и мифологическое осмысление мира

Мы начинаем издалека вполне обоснованно, ибо каждая наука имеет свою историю. Именно знание истории науки, становления ее теоретических основ, проблематики и методологических подходов, принципов определяет общую культуру каждого будущего специалиста.

Однако следует отметить, что разговор пойдет не собственно об истории психологических идей и учений (эти проблемы рассматриваются в отдельной дисциплине «История психологии»), а о выделении основных этапов развития психологической мысли, с тем чтобы сложилось ясное представление, как эволюционировал предмет психологии, когда она возникла как самостоятельная наука и какой спектр проблем психической реальности она решала и решает.

Следует иметь в виду также, что каждая наука исследует какую- либо сторону объективной реальности, окружающей нас действительности.

В силу этого науки отличаются друг от друга специфически- ми, присущими только им областями (т. е. объектами) и предметами исследования.

Что такое психология как наука, каковы ее предмет и объект исследования, мы рассмотрим позже, в отдельной теме.

Но предмет психологии, поскольку с его эволюцией мы постараемся по- знакомиться, определим, в первом приближении, следующим образом: предметом психологических взглядов на протяжении всей истории человеческого познания является та сущность психическо- го, которую мы хотим познать.

В историческом развитии философско-психологических и собственно психологических взглядов можно выделить ряд этапов. Например, некоторые психологи выделяют: донаучный, философский  и собственно научный этапы развития.

Донаучный период заканчивается примерно в VII–VI вв. до н. э. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах, легендах, первоначальных языческих религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Следующий, можно сказать, преднаучный, период начинается на рубеже VI–IV вв. до н. э. и длится почти до середины XIX в. Психология в этот период развивается в рамках философии, поэтому он получил условное название философского периода.

С середины XIX в. психология оформляется как самостоятельная наука. Начинается научный этап в развитии психологического знания. Такая периодизация вполне приемлема, поскольку ее авторы, по всей вероятности, исходят из идеи парадигмального подхода.

Однако не даны объяснения оснований выделения данных этапов и не совсем ясны соответствующие им названия.

Исходя из этого можно предложить следующую периодизацию в эволюции взглядов на предмет психологии. Выделение данных этапов также исходит из идеи парадигмального подхода и исторического структурно-логического анализа эволюции предмета психологии.

Парадигма (от греч. paradeiyma — пример, образец) — теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач, один из существующих подходов для раскрытия исторической логики формирования научных знаний в той или иной области.

Данный подход предложил американский историк физики Томас Сэмюэл Кун. Создавая теорию научных революций, Кун выявил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию «парадигма», т. е. «…признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».

История науки представлена в ней как конкурентная борьба между различными научными сообществами.

Основой для формирования и функционирования таких сообществ является принятие учеными определенной модели научной деятельности — совокупности теоретических стандартов, методологических принципов и норм, ценностных критериев и мировоззренческих установок.

Смена парадигм   и представляет собой научную революцию.

В основу выделения данных этапов положены особенности мировоззрения: мироощущения, мировосприятия, миропредставления, миропонимания и мирообъяснения, характерные для данной эпохи, а также соответствующие им методы освоения окружающей действительности.

В соответствии с этим можно выделить период мифологического миропонимания окружающей действительности (так называемый донаучный); рационального миропонимания, с позиций разума (так называемый философский); научного миропонимания.

Мифологическое мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропонимание и мирообъяснение характерны для эпохи первобытно-общинного и частично рабовладельческого строя (если пользоваться марксистской периодизацией общественно-исторического развития).

Ф. Энгельс отмечал, что «…уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, — уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру».

Таким образом, первые представления о душе (греч. psyche, лат. anima) как некой бестелесной, нематериальной силе, имеющей самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем» мире, появляются в глубокой древности и имеют тысячелетнюю историю.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)