Почему религия часто становится источником насилия и ненависти

Такова печальная реальность, – сокрушается ЕС Радханатх Свами, один из современных ведантистов. Основа любой религии состоит в том, чтобы возлюбить Господа всем своим сердцем, умом и душой и возлюбить ближнего своего, как самого себя. В конечном счёте, каждый является этим ближним.

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что величайшее служение, доставляющее радость Богу, это проявление сострадания к другим живым существам. Предназначение любой религии – научить всеобъемлющей, бескорыстной любви. Высшая дхарма , высшая религия для всего человечества, это не просто быть индусом, христианином или евреем, мусульманином или джайном, или зороастрийцем или буддистом.

Высшей религией для всего человечества является та, которая пробуждает в человеческом сердце любовь, любовь к Господу и сострадание ко всем живым существам. И эта любовь должна быть безусловной и бескорыстной, чтобы действительно удовлетворить нас, поскольку такова наша природа.

Так что, если это цель и основа любой религии, как получается так, что на протяжении всей истории человечества религия провоцирует нетерпимость, сектантство, разделение, ненависть, насилие?

Поскольку разные религии были созданы для того, чтобы обучать одним и тем же принципам, но в разное время и в разных местах, они имеют разные ритуалы, иногда разные толкования. Когда люди отождествляют себя с внешними, поверхностными аспектами религии то они будут видеть так много различий и это может спровоцировать высокомерие, эгоизм, и даже ненависть и насилие.

Насилие во имя религии – это, на самом деле, насилие во имя эгоцентризма, а не во имя религии. Люди расширяют влияние своего эгоцентризма посредством национализма, расизма и даже посредством религии. Мы хотим быть самыми великими, мы хотим быть правыми, а все другие ошибаются!

Однако это означает, что мы не понимаем самой сути религии. В санскрите есть слово бхаваграхи,  поистине духовно богатым человеком считается тот, кто всегда ищет суть. Когда мы осознаем суть, тогда мы сможем понять истинное предназначение ритуалов и форм, которые призваны облегчить и приблизить постижение сути. Но слишком часто мы имеем очень поверхностное, внешнее, нереалистичное понимание своей собственной религии.

Когда-то давно, когда я жил в Индии, у меня был очень близкий друг, 85-летний пожилой человек. Он был индусом, преданным Господа Рамы. И у него был лучший друг, мусульманин. Они обычно вели беседы на религиозные темы, встречаясь раз в несколько дней, и я присоединялся к их обсуждениям.

И однажды мы сидели на берегу Ганги, и я спросил их: «В стране, где так много конфликтов и недоверия между исламом и индуизмом, как получилось, что вы такие хорошие друзья?» И он дал мне ответ, который я запомнил навсегда. Он сказал: «Если у человека есть собака, если этот человек стоит перед собакой в костюме-тройке или в футболке, или в пижаме, или в нижнем белье… или если он стоит перед собакой голый, собака всегда узнаёт своего хозяина, даже в разной одежде, в различных условиях». Он сказал: «Если мы не способны узнать Господа, когда Он приходит к нам в разных одеждах, в разных формах, разными путями, и обучает нас с помощью различных традиций, если мы не можем признать Бога в его различных проявлениях, тогда нам следует очень многому научиться у собаки».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)