Почему первых христиан называли атеистами

Раннее христианство обвинялось в «атеизме» чиновниками Римской империи в связи с тем, что христиане «не поклонялись статуям богов-покровителей городов и императора, не приносили жертв», признавая Бога лишь в Иисусе Христе, Сыне Бога. Понятие «атеизм» в литературе советского периода, как правило, теистами и атеистами рассматривают в значении абсолютного противопоставления религии.

Так, для А. Меня, известного православного богослова, атеизм – это «религия» в кавычках. С аналогичных позиций относил «атеизм» к «псевдорелигии» и С. Булгаков. Соответственно и «коммунизм» («воинствующее безбожие», «марксизм», «большевизм») иногда определяется как «религия»4, а известный русский и советский философ А.Ф. Лосев в ранних работах характеризовал материализм «именно как особого рода мифологию и как некое специальное
догматическое богословие».

Верховный суд США в ряде дел официально квалифицировал светский гуманизм в качестве «религии», а Гарольд Дж. Берри полагает даже, что «атеистический светский гуманизм быстро становится – если уже не стал – неофициальной государственной религией Соединенных Штатов, поскольку его пропагандируют через систему общественного образования на всех ее уровнях – от детского сада до университета».

Исторический анализ, однако, показывает, что атеизм со времен первых городов и государств сопровождает религию. Э.Л. Радлов в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 7 отмечал, что это один из самых неопределенных терминов, поскольку атеистами называли многих философов, в том числе и Сократа, которого другие называют «христианином до Христа»8 только и именно за то, что их взгляды на основы бытия и место человека в нем радикально отличались от общепринятых и освещенных традицией.

Действительно, корректный анализ показывает, что термин «атеизм» является одним из самым запутанных и многозначных в истории человечества, оказываясь неразрывно связанным с не менее многозначным термином «религия». Возникнув в Древней Греции, он встречается еще у Гомера, первоначально обозначая людей несчастных, отверженных богами, затем, приобретая контекст натурфилософского критического отрицания самих гомеровских преданий об олимпийском пантеоне.

Наиболее последовательными и критическими его античными формами стали учения о бытии софистов и атомистов, но и их критик Сократ был обвинен в атеизме именно в том же смысле «непочитания традиционных богов».

Победившее христианство расценило как «атеизм» и «язычество», в свою очередь, античные религиозные и философские системы, но само, расколовшись на православие, католицизм и протестантизм, превратилось в полемизирующее (нередко военным путем) сообщество, где «атеизмом», или ложным и неверным богопочитанием, могли назвать (и называли) каждое из этих направлений.

Уже известный епископ Дж. Беркли (1685 – 1753) начинает рассматривать натуралистический атеизм некоторых аристократов и ученых своего времени как особую форму теологии (религии),
а Д. Юм писал о фактическом «атеизме» (не-христианстве) всех древних верований и суеверий.

С.Н. Булгаков критически оценил феномен «русского атеизма», или «веры интеллигенции», с позиций интеллигентного богословия (теологии), считая любой атеизм (наряду с языческим народными верованиями, буддизмом, философскими и теологическими системами и
т.п.) проявлением фундаментальной религиозности, которой противопоставляется не иноверие или безрелигиозность, но «иррелигиозность», или «духовное мещанство»: «Мы знаем, что могут быть люди, не ведающие Христа, но ему служащие и творящие волю Его, и наоборот, называющие себя христианами, но на самом деле Ему чуждые…».

И. Ильин в «Аксиомах религиозного опыта» писал, что «современное человечество изобилует «православными», «католиками» и «протестантами», которым христианство чуждо и непонятно; мы уже привыкли видеть в своей среде «христиан», которые суть христиане только по имени, которые лишены религиозного опыта и даже не постигают его сущности».

Близок к нему и современный протестантский теолог К. Боа, отмечающий, что «мы знаем людей, утверждающих, что они христиане, а ведущих себя как варвары. Целые народы,
называющие себя христианами, являются закоренелыми язычниками».

Сегодня философское религиоведение одними авторами обвиняется в атеизме (методологическом атеизме), однако другие отмечают, что оно является «метатеологией», или обобщением содержания многообразия учений о Боге, что позволяет, по мнению Н. Лобковица, задать вопрос: «не является ли истинным сердцем религиоведения некая теология (почти не-
избежно христианская)?».

С ним в определенной мере согласен и А.В. Михайлов, утверждающий, что даже «заведомо атеистическая», вообще «любая серьезная философская мысль заключает в себе теологические импликации» и в этом смысле она всегда есть «известное богословие». Таким образом, в атеизме может скрываться теология, теизм.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)