Социальное и биологическое в развитии психики в онтогенезе

Содержание этого блока научных положений раскрывается в ряде концепций о мозге и психике, их сложном взаимодействии. Особое место в этом блоке концепций занимают два условия, которые реализуют психологическую и социальную составляющую социально-биологического блока концепций, представляющих собой общую научную основу НДВ.

Другой ряд условий раскрывает создание этого блока со стороны мозга и его взаимодействия с психикой ребенка, путей и способов их взаимодействия. В этой части содержания положения о социально-биологическом развитии психики ребенка важное место занимает идея сложной взаимозависимости развития мозга и психики, идея хроногенности развития мозговых структур и высших психических функций, идея сложного взаимодействия и переплетения хроно- генного развития мозга и ВПФ.

Важным является и понимание: в чем и как проявляется хроногенное развитие мозга и ВПФ на разных возрастных этапах развития психики. Важной представляется и проблема возможного влияния морфогенеза (развитие анатомических структур мозга), его отклонений от нормального протекания анатомического созревания мозга на полноценность и своевременность развития ВПФ или на отклонения в их формировании.

При анализе содержания таких концепций неизбежно возникают вопросы: какова роль каждой составляющей, каковы закономерности их взаимодействия, какова роль единого биосоциального конструкта в формировании и развитии ВПФ и отклонении или нарушении их развития, существует ли такой единый конструкт и закономерности его связи с мозгом и существует ли связь биологического и социального, каковы пути и средства их взаимодействия или их отсутствие и др.?

На эти вопросы делали попытки ответить ряд выдающихся ученых: психологов, физиологов, неврологов — во все времена изучения важнейшей философской и психологической проблемы — проблемы психики и мозга.

Современные представления о социальном и биологическом в психике человека являются наиболее важной концепцией, анализ которой необходим для понимания условий формирования и развития ВПФ, а также нарушения их структуры и процесса протекания в онтогенезе.

Эту проблему изучали многие известные исследователи во всем научном мире — и в нашей стране, и за рубежом. Этой проблеме много места в своих исследованиях отводили и Л. С. Выготский, и А. Н. Леонтьев, и А. Р. Лурия, и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)