Периодизация развития человека как субъекта труда по Е.А. Климовой

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова:

  • Стадия предыгры (от рождения до 3 лет).

Происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

  • Стадия игры (от 3 до 6-8 лет).

Происходит овладение “основными смыслами” человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя… ). Заметим, что Д.Б. Эльконин, вслед за Г.В. Плехановым, писал о том, что “игра – это дитя труда”, и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда (см. Эльконин, 1978).

  • Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет).

Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.

  • Стадия “оптации” (optatio – от лат. – желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет).

Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется “оптантом”. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации “оптанта” вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е.А. Климов, “оптация – это не столько указание на возраст”, сколько на ситуацию выбора профессии.

  • Стадия адепта.

Это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

  • Стадия адаптанта.

Это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

  • Стадия интернала.

Это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как “своего среди своих”, т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член (“интер” и означает: вошел “внутри профессии).

  • Стадия мастера.

О работнике можно сказать: “лучший” среди “нормальных”, среди “хороших”, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

  • Стадия авторитета.

Означает, что работник стал “лучшим среди мастеров”. Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.

  • Стадия наставника.

Высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души).

Таким образом, высший уровень развития любого специалиста – это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)