Периодизация психического развития в онтогенезе

  1. Система отношений «ребенок — предмет»
  2. Система отношений «ребенок — взрослый»

Процесс психического развития ребенка является процессом стадиаль­ным, в котором сменяются качественно своеобразные возрастные пе­риоды.

Что же такое возрастной период и какова его качественная харак­теристика?

В психологии существует несколько ответов на этот вопрос и, соот­ветственно, несколько вариантов периодизации детского развития.

Наиболее явной и объективной характеристикой возраста является степень зрелости организма ребенка. Например, степень окостенения ске­лета ребенка, показателем которой может служить наличие и состояние зубов. Такую классификацию периодов детства ввел П. П. Блонский, который предлагал называть различные периоды детства следующим образом: беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство. По окосте­нению скелета и состоянию зубов, конечно, можно представить кален­дарный возраст ребенка, однако это не имеет прямого отношения к раз­витию психики ребенка, и поэтому данная периодизация не является периодизацией психического развития.

Обратите внимание на тот факт, что они, хотя и имеют дело с одним предметом (психическое развитие ребенка), совершенно не похожи и не связаны друг с другом: в одной из них речь идет о развитии личности ребенка и его аффективно-потребностной сферы, а в другой — о стадиальном развитии детского интеллекта. При этом картина развития интеллекта совершен­но не связывается с развитием чувств и переживаний ребенка, а развитие личности рассматривается совершенно независимо от изменений в ин­теллектуальных возможностях. Но ведь ребенок и его психика не могут быть столь однозначно разделены на две независимые части.

Этот разрыв между процессами умственного развития и развития личности (которая сводится к мотивационно-потребностной сфере) является существенным недостатком в рассмотрении психического развития ребенка. Д. Б. Эльконин показал, что в основании подобного разрыва лежит натуралистический подход к психическому развитию ребенка, при котором он выступает как изолированный индивид. Об­щество с этих позиций является для ребенка своеобразной внешней «средой обитания», к которой он вынужден приспосабливаться. Это общество состоит, с одной стороны, из «мира вещей», а с другой — из «мира людей», которые выступают как изначально данные и не связан­ные друг и с другом элементы среды. Поэтому способы адаптации к этим различным «мирам» совершенно различны. Рассмотрение детского развития как процесса адаптации к внешней среде и порождает пред­ставление о двух не связанных линиях психического развития.

Д. Б. Эльконин, исходя из культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, предложил другое понимание психического разви­тия, которое и легло в основу созданной им периодизации. Согласно этому пониманию ребенок не противостоит обществу, а изначально включен в него. Система «ребенок Я общество», заменяется системой «ребенок В обществе». При изменении союза между ребенком и обще­ством радикально меняется характер связи систем «ребенок — пред­мет» и «ребенок — взрослый». Из двух самостоятельных и изолирован­ных они превращаются в единую систему, вследствие чего качественно меняется содержание каждой из них.

Система отношений «ребенок — предмет» в действительности явля­ется системой отношений «ребенок — общественный предмет». Куль­турные способы действий с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На предметах не написа­ны варианты действия с ними и их общественное назначение. Поэтому овладение таким предметом невозможно путем адаптации к его физи­ ческим свойствам. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с предметами, ко­торый возможен только в сотрудничестве со взрослым. При этом физи­ческие свойства вещи выступают лишь как ориентиры для действий с нею, но не могут открыть сами по себе ее человеческий смысл.

Система отношений «ребенок — взрослый», в свою очередь, также имеет существенно иное содержание. Взрослые выступают перед ре­бенком не только со стороны своих случайных индивидуальных ка­честв, но и как носители общественной по своей природе деятельности, реализующие определенные потребности, мотивы и задачи. Но наса­мой деятельности взрослого, а тем более на его внешности не указаны его задачи и мотивы. Поэтому становится необходимым особый про­цесс присвоения задач и мотивов человеческой деятельности и норм отношений между людьми. К сожалению, психологические особенно­ сти этого процесса изучены в настоящее время недостаточно. Д. Б. Эль­конин полагал, что усвоение детьми мотивов деятельности и норм от­ношений осуществляется через воспроизведение или моделирование этих отношений в собственной деятельности детей, в их сообществах, группах или коллективах. В процессе такого усвоения ребенок сталки­вается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых нельзя осуществить деятельность взрослых.

Таким образом, деятельность ребенка внутри систем отношений «ре­бенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрос­лый» представляет собой единый процесс, в котором формируется лич­ ность ребенка. В процессе психического развития ребенок усваивает как мотивы человеческой деятельности и нормы отношений между людьми, так и способы действий с предметами. Эти две линии усвоения нельзя рассматривать изолированно, поскольку они предполагают и вза­имно дополняют друг друга. В то же время в разных видах деятельности ребенка осваиваются разные аспекты действительности. Д. Б. Элько­нин выделил две группы деятельностей детей.

В первую групп у входят те деятельности, внутри которых про­исходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение ее задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок — общественный взрос­лый».

Вторую групп у составляют деятельности, внутри которых про­исходит усвоение общественно выработанных способов действий с пред­метами. Эта деятельность осуществляется в системе «ребенок — обще­ственный предмет».

Рассматривая смену ведущих деятельностей, характерных для раз­ных возрастных этапов, Д. Б. Эльконин обнаружил определенную за­кономерность, которая заключается в чередовании данных типов дет­ской деятельности.

Так, для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятель­ностью является непосредственно-эмоциональное или ситуативно-лич­ностное общение со взрослым, внутри которой формируются предметные действия ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) на первое место выходит пред- метноманипулятивная деятельность, в которой происходит интенсив­ное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудниче­стве со взрослыми.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью ста­новится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) ведущей становится учеб­ная деятельность, в которой дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий, и именно в ней развиваются интеллекту­альные и познавательные способности.

В подростковом возрасте (11-15 лет) ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире взрослых людей, или противопоставляются им. В личностном общении подростков оформ­ляются их взгляды на жизненные смыслы, на отношения между людьми, на свое будущее. Именно в таком общении появляются новые задачи и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей, которая в следующем, юноше­ском возрасте приобретает характер учебно-профессиональной.

Таким образом, в детском развитии имеют место следующие этапы:

  • периоды, в которые происходит преимущественно освоение моти­вов и норм отношений между людьми и на этой основе — развитие мотивационно-потребностной сферы;
  • периоды, в которые происходит преимущественное освоение спо­собов действий с предметами и на этой основе — формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей.

Конечно, разные виды деятельности внутри одной группы мало по­хожи. В самом деле, что общего между овладением ложкой годовалым малышом и овладением грамматикой и математикой в школьном воз­расте? Но существенно общим в них является то, что они направлены на овладение элементами человеческой культуры. На основе усвоения общественно выработанных способов действия с этими предметами происходит более глубокая ориентировка в предметном мире и станов­ление новых интеллектуальных возможностей ребенка.

Рассмотрение последовательности смены одних периодов другими позволили сформулировать Д. Б. Эльконину положение о периодично­сти процессов психического развития ребенка: период освоения задач и мотивов деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий.

Каждая эпоха состоит из двух закономерно связанных между собой этапов. Она открывается ступенью, на которой идет преимуществен­ ное развитие потребностно-мотивационной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимуще­ственное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.

Переходы между различными периодами и эпохами детского разви­тия, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопрово­ждаются значительными трудностями в отношениях взрослых PI детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическими, или кризисами возрастного развития.

В детской психологии выделено четыре основных критических пе­риода:

  • кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству);
  •  кризис трех лет (переход от раннего к дошкольному возрасту);
  •  кризис семи лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
  • кризис подросткового возраста.

Подробнее о проявлениях и психологических особенностях первых трех критических возрастов мы будем говорить в следующих частях книги. Сейчас важно лишь подчеркнуть, что, в отличие от стабильных возрастов, кризисные периоды характеризуются яркими и быстрыми изменениями в поведении и в психике ребенка. На этих этапах развитие идет не эволюционным, а революционным путем, что приносит немало трудностей и взрослым, и детям.

Итак, развитие ребенка нужно рассматривать как процесс стадиаль­ный, состоящий из качественно своеобразных этапов или периодов. Самое важное для детской психологии — выяснение перехода от одно­го возраста (или периода) к другому.

Что же такое «возраст», или период?

. Б. Эльконин определял возраст как относительно замкнутый пе­риод, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития.

Каждый возраст, или период, характеризуется следующими главными показателями:

  •  определенной социальной ситуацией развития — той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми на данном отрезке жизни;
  • основным или ведущим типом деятельности;
  •  основными психическими новообразованияхми, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)