Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

Цель параграфа – выявить специфику педагогики в системе гуманитарных наук и междисциплинарные связи. Педагогика, в центре внимания которой находятся проблемы человека, относится к числу гуманитарных наук. Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено при рассмотрении ее связей с другими науками. Наиболее длительная и органичная связь педагогики с философией, которая выполняет по отношению к педагогике методологическую функцию.

Это проявляется, в первую очередь, в том, что философское знание, будучи мировоззренческим по своей природе, дает ответы на вопросы о сущности человека, о смысле его жизни, о взаимоотношениях человека с природой, культурой, другими людьми, без чего невозможно понимание педагогических феноменов, сущность которых составляет взаимодействие – человека с человеком, человека с миром и с самим собой. От системы философских взглядов педагога-исследователя зависит направление научного поиска, то или иное понимание педагогических закономерностей. Поэтому философские взгляды лежат в основе любой педагогической концепции. Философия проявляет методологическую функцию по отношению к педагогике в том, что разрабатывает систему закономерностей и способов научного познания, применяемых в педагогике.

Психология позволяет педагогу понять сущность психических процессов, мотивы, цели и процессуальные характеристики деятельности учащихся, учитывать механизмы их индивидуально-личностного развития. Физиология вскрывает механизмы осуществления функций человеческого организма и отдельных его органов, их связь между собой, способы регуляции и приспособления к внешней среде.

Интересно
В рамках возрастной физиологии рассматриваются особенности жизнедеятельности человеческого организма на разных возрастных этапах, что особенно важно при организации воспитания и обучения детей и взрослых разного возраста. Данные медицины используются главным образом в коррекционной педагогике, которая, опираясь на результаты медицинских исследований, стимулирующих индивидуальное развитие детей и взрослых и облегчающих включение их в жизнь общества.

Общая теория управления лежит в основе такой научной отрасли, как управление образовательными системами. Сотрудничество педагогики и теории управления дает возможность разрабатывать проблемы управления образованием на уровне государства, общества, субъекта федерации и отдельного образовательного учреждения. Педагогика тесно сотрудничает с правоведением.

Разработка и защита прав и четкое определение обязанностей субъектов образования – педагогов и обучающихся (воспитанников) – является необходимым условием их плодотворного взаимодействия. Краткий анализ состояния исследований в предметной области: средовой подход организации образования представлен в работах А. П. Валицкой, Л. Вербицкой, В. Г.Воронцовой, В. А.Козырева, Ю. А. Конаржевского, Ю. Кулюткина, Е. Соколовской, А. Е. Марона, А. И. Суббето, В. И. Слободчиков, С. В. Тарасова и др. Под образовательной средой чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования, это мнение В. А. Козырева, И. К. Шалаева, А. А. Веряева.

По мнению С. В. Кривых, среда обучения – это специально организованная среда, направленная на приобретение учащимся определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения. Образовательная среда ОУ рассматривается как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, реализованных в рамках единых принципов построения и обеспечивающих полный цикл или его логически завершенную часть.

В. И. Слободчиков, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой – выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса – предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека – в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав».

В контексте университетского культуропорождающего образования среду следует понимать как:

  • составную часть образовательной субъективности (которая, в свою очередь, является частью среды);
  • эффект осуществления определенной образовательной практики (условием которой она одновременно выступает);
  • дифференциальную целостность, конструируемую в актуальных образовательных ситуациях.

Среда есть эффект реализации множества различных культур, создающий условия для появления новых культур. В различных подходах к образовательной среде, исследователи имеют в виду конкретную среду учебного заведения, так как образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственнопредметных факторов; социальных компонентов; межличностных отношений. Все данные факторы взаимосвязаны, дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.

Говоря об учебных средах (или средах обучения), исследователи имеют в виду взаимосвязанные процессы учения и преподавания (оба процесса присутствуют в названных средах). Понятие «учебная среда» еще более конкретизирует «образовательную среду», так как в образовательной среде может существовать множество учебных сред, однако, в отличие от образовательной среды, которая может возникать как организованно, так и стихийно, учебные среды всегда специально организуются. Таким образом, под учебной средой понимается взаимосвязь конкретных материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих процессы преподавания и учения. В этом случае предполагается присутствие обучаемого/учащегося в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.

Личностная образовательная философия на основе культурологического подхода представлена в трудах А. П. Беляевой, А. Р. Берне, В. С. Библера, И. М. Быховской, А. П. Валицкой, И. Е. Видт, А. С. Запесоцкого, М. С. Кагана, В. А. Козырева, В. Г. Маранцмана, В. М. Розина, Л. А. Санкина, А. П. Тряпицыной, П. Д. Юркевича и др. Подчеркивается формирование интеллектуальной культуры, с аристотелевской гуманистической направленностью (Добро должно быть умным). Юридическая профессиональная деятельность должна осмысляться студентом как ценностно-ориентированная деятельность, при этом предполагается осознание Права как высшей ценности цивилизованного общества и результата нравственного прогресса общества.

Исследователями подчеркивается отсутствие в высших учебных заведениях юридического профиля единой гибкой методической системы, обеспечивающей общекультурную и коммуникативную подготовку юристов на протяжении всего периода их обучения в вузе, отсутствие инновационного теоретико-методологического обоснования и методического обеспечения структуры и содержания коучинга (педагогического сопровождения) процесса формирования мотивационной готовности к аксиологическй детерминации прагматико-профессиональной коммуникации. Необходима гибкая система формирования мотивации для самостоятельной работы студента в образовательной среде вуза.

Главная цель современной педагогики высшей школы заключается в стимулировании умения учиться самостоятельно, так как процесс профессиональной подготовки – это не только овладение определенными знаниями, умениями предметной деятельности, но и развитие компетентной личности.

Понятие «интеграция» в образовании рассматривается в дидактическом, педагогическом и методическом аспектах и понимается как принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности и создающий условия для становления личностномногомерной картины мира (И. Алексашина, Н. Груздева, В. Максимова).

Интегративный подход в преподавании различных учебных предметов (циклов) представлен, в частности, в работах А. П. Валицкой, В. А. Доманского, Ю. Кулюткина, Е. Соколовской, М. А. Шаталова, и др.). Интегративный подход в высшей школе реализован в ряде диссертационных исследований последнего десятилетия: исследования теоретико-методологического плана, направленные на поиск и раскрытие междисциплинарной природы современных психолого-педагогических исследований с опорой на различные методологические подходы (системный, антропологический, феноменологический, праксеологический, аксеологический и пр.).

Уточнение логики организации экспериментальной и эмпирической части таких исследований, разработка новых научных методов и их систематизация, отбор и научное обоснование критериев для оценки качества проводимых исследований (в отличие от монодисциплинарного психологического или педагогического исследования). Труды кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития СпбГУ: научно-методические материалы на основе проведения междисциплинарных исследований по теме: «Теория компетентностного подхода к психолого-педагогическому образованию бакалавра и гуманитарные технологии выбора индивидуального образовательного маршрута» по инновационной образовательной программе «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках национального проекта «Образование», 2008 г. – (Н. В. Бордовская – руководитель).

Исследования юридического дискурса традиционно представлены судебным и следовательским дискурсом, несмотря на социальный заказ правового регулирования различных сфер коммуникации общества (государственная служба, сферы услуг, сфера исполнения наказаний и проч. (А. С. Александров, В. М. Баранов., А. Р. Белкин, Л. А. Введенская, Т. Ю. Виноградова, В. В. Волков, С. И. Володина, Е. И. Галяшина, Н. Д. Голев, Т. В. Губаева, Н. Н. Ивакина, Л. В. Колесникова, О. А. Крылова, М. В. Максименкова, Г. Н. Манаенко, Л. Г. Павлова, Н. А Сараева, И. А. Стернин, М. В. Торгашева, М. Н. Федулова, Н. В. Шевченко и др).

Связь педагогики с другими науками проявляется поразному в зависимости от объектов и типов связей. Выделяют следующие объекты связи педагогики с другими науками: Термины (понятия). Педагогика широко использует термины, заимствованные из других наук («личность», «развитие», «бытие», «неравновесная система» и др.). В то же время и сама педагогика обогащает категориальные системы других наук. Например, такие понятия, как «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие», «развивающее обучение» активно используются в психологии.

Закономерности. Примером творческого использования педагогикой открытых другими науками закономерностей может служить применение в педагогической науке философских положений о закономерной связи теории и практики, формы и содержания, общенаучных положений о закономерностях развития систем. Концепции. В своих научных построениях педагогика часто либо берет за основу философские или общенаучные концепции, либо использует такие концепции как инструмент анализа в педагогических исследованиях (такую роль выполняет в педагогической науке герменевтика).

Эмпирические данные. Данные психологии, социологии, часто выраженные в конкретных цифрах или сформулированные в виде тенденций, нередко становятся основой для разработки конкретных педагогических проблем, например, проблемы формирования у младших школьников произвольного внимания в процессе обучения или воспитательной работы с «трудными» детьми. Методы. Педагогика широко использует методы исследования, применяемые в других науках – психологии, социологии и др. Так, методы опроса и анкетирования первоначально разрабатывались в психологии и социологии, а затем были адаптированы для решения педагогического задач.

Интересно
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличность образования, его отчуждение от реальной жизни. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Таким образом, проектирование образования обусловлено необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономикоправовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса (Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)