Параллельные и одноименные тональности мажора и минора

Хотя исторически оба основных семиступенных лада — и мажор, и минор — развивались совершенно самостоятельно, не утрачивая при этом своих главных специфических признаков, все же между ними имеется и определенное родство: одинаковое количество ступеней, их аналогичное функциональное значение, те же направления ладовых тяготений и т.д.

Гаммы некоторых сходных разновидностей обоих ладов (например, гармонического мажора и гармонического минора, или мелодического мажора и натурального минора и, наоборот, натурального мажора и мелодического минора), построенные от одного и того же звука, будут звучать почти одинаково, различаясь только звуком III ступени — главным и единственно точным признаком того или иного лада.

Тональности мажора и минора, имеющие одну и ту же (то есть общую для обоих ладов) тонику, называются одноименными.

Однако наиболее близким родством между собой обладают тональности мажора и минора натуральных видов, если их тоники отстоят друг от друга на интервал малой терции: мажорная при этом всегда должна находиться выше минорной, а минорная, соответственно, — ниже мажорной.

В этом случае звуковой состав и, следовательно, ключевые обозначения обеих тональностей будут идентичными, изменятся только сами звуки устойчивых и неустойчивых ступеней:

Объединив гаммы до мажор и ля минор в одну восходящую (или нисходящую) линию, получим следующий звукоряд, охватывающий обе тональности:

Если же обе натуральные гаммы — до мажор и ля минор — исполнить одновременно, то образуется движение параллельными терциями (или, при другом расположении звуков, секстами)*

[Это двухголосие в целом звучит минорно, так как при терцовом движении внизу оказываются звуки гаммы ля минора, которые в данном случае неизбежно будут восприниматься как основные тоны неполных трезвучий, образуемых на ступенях минорного лада.

Замена терций их обращениями — секстами — в принципе ничего не меняет, кроме того, что вместо основных видов трезвучий мы услышим их обращения — секстаккорды (тоже неполные).]:

Именно это обстоятельство и определило название соотношения таких тональностей.

Таким образом, тональности мажора и минора, имеющие в своем натуральном виде общий звуковой состав и одни и те же ключевые знаки альте рации, называются параллельными.

Тонические трезвучия параллельных тональностей имеют между собой два общих тона, которые в мажоре являются примой и терцией, а в миноре — терцией и квинтой тоники.

Оба эти трезвучия встречаются не только в «своей», но и в параллельной тональности, однако получают там иное функциональное значение: тоника мажора в параллельном миноре явится трезвучием III ступени, а тоника минора в параллельном мажоре окажется трезвучием VI ступени:

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)