Паблик рилейшнз и реклама в сфере культуры

Организация может выстраивать отношения с внешней средой в различных направлениях. Управление со стороны организации внеш-ними коммуникативными потоками нередко направлено на координацию общественного мнения об организации, о ее репутации и сформированном образе.

В связи с этим для менеджера культуры немало-важное значение приобретает работа по налаживанию отношений, связей между организацией и общественностью. Такого рода отношения являются предметом непосредственного внимания со стороны службы по связям с общественностью или, говоря иначе, PR (паблик рилейшнз).

Паблик рилейшнз, или PR – это деятельность, название которой не имеет дословного перевода на русский язык, но самый распространенный из них звучит как «связи с общественностью». В области паблик рилейшнз, которую в настоящее время все чаще относят к разновидности маркетинга, осуществляется искусство управления процессом коммуникации.

Паблик рилейшнз (PR) – это коммуникативная сфера деятельности, которая направлена на «организацию коммуникативного пространства в режиме, благоприятном для объекта PR»158. В классической американской традиции PR понимается как «функция менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которой зависит успех или неудача» (Скотт Катлип).

Коммуникативное пространство, где реализуется деятельность по PR-деятельности, можно в полной мере отнести к сфере СМИ. С помощью каналов массмедиа сообщения отправляются для массовой аудитории, в которую включаются как посетители, так и конкуренты учреждения культуры, а также иные заинтересованные слои общества (органы власти, деятели искусства и пр.).

PR-деятельность является неотъемлемой частью системы управления любой организации, в том числе и некоммерческой, поскольку:

  • рынок (включая и рынок досуговой деятельности) насыщен товарами и услугами;
  • потребности аудитории, запросы потребителей все больше дифференцируются;
  • нарастает конкуренция между фирмами, работающими со сходными потребителями.

В связи с этим в настоящее время растет значение факторов внеценовой конкуренции, способных создать положительные образы, укрепить репутацию организации, повысить ее популярность. К ним как раз и относятся технологии управления коммуникативным процессом (реклама, брендинг, PR-технологии и т.д.).

Внешняя среда – это основной вектор, куда направлены все усилия PR-технологов или менеджеров по развитию организации. Несмотря на это, все элементы внешней и внутренней сферы так или иначе оказывают влияние на работу организации, что предполагает необходимость деятельности в различных направлениях.

Основными принципами деятельности в сфере PR можно назвать следующие: открытость, четкость и своевременность информации; отказ от субъективной позиции; формирование определенного мнения в обществе.

Паблик рилейшнз как упорядоченная деятельность может преследовать различные цели, особенно в политике, где она приобрела наибольшую популярность в России. В связи с этим рассмотрим лишь ряд направлений PR, которые могут быть максимально полезны для учреждений культуры.

  1.  Позиционирование связано с созданием и поддержанием понятного аудитории и потребителям образа или имиджа учреждения культуры, культурного института, культурного региона и т.д. В противном случае данный объект может не отличаться от других, подобных ему. В процессе позиционирования следует дать ответ – для чего существует услуга (или организация, культурно-туристический региона), на какую аудиторию она рассчитана, почему кто-то может быть заинтересован в ее покупке.
  2. Данная цель связана с формированием или постоянным поддержанием нужных мнений и представлений у потребителей о конкретном объекте (например, культурном событии, культурной услуге, учреждении культуры), данном регионе или о данной культурной услуге.

В качестве основной цели менеджера, отвечающего за связи с общественностью, является достижение высокой общественной репутации учреждения культуры, конкретного творческого деятеля или культурного региона.

Одной из ярких особенностей PR, как и некоторых других коммуникативных технологий, является факт порождения коммуникативных контекстов, а не создание новых сообщений. По-этому целью PR-деятельности является также косвенное воздействие на массовую аудиторию, которое осуществляется путем символической обработки сообщений.

К задачам PR-деятельности в сфере культуры можно отнести следующие:

  • изучение мнения общественности относительно учреждения культуры (творческого коллектива и т.д.);
  • осуществление взаимодействия со СМИ (отправка пресс-релизов и пр.);
  • организация презентаций и прочих мероприятий, формирующих общественное мнение об учреждении культуры;
  • реализация мероприятий, направленных на укрепление социальных связей с партнерами и органами власти;
  • участие в процессе формирования круга друзей учреждения культуры, попечительских советов и прочих структур, способных повысить репутацию и сформировать положительный имидж учреждения.

При этом для формирования у целевой аудитории определенной точки зрения (например, относительно конкретного театра) специалист должен учитывать все культурные характеристики этого типа аудитории (ценности, идеалы, вкусы), психологические, социально-экономические факторы, передавать те или иные сообщения в более благоприятное время и в нужном месте.

Кроме того, деятельность паблик рилейшнз, как правило, тесно связана с институтом масс-медиа, поэтому ее успешность во многом зависит и от знаний особенностей функционирования различных средств массовой коммуникации (печать, телевидение, радио, сеть Интернет).

Среди векторов работы в области PR можно отметить следующие:

  • взаимоотношения с прессой (интервью, совместные посещения организации, круглые столы и т.д.);
  • подготовки пресс-релизов, писем в редакции;
  • проведение пресс-конференций, приемов и деловых встреч;
  • участие в создании или организация фоторепортажей, роликов, документальных фильмов;
  • нахождение положительных ассоциаций, основанных на про-явлении чувств, эмоций;
  • презентации, дни открытых дверей, приемы (культурной услуги, выставки, сувенира, праздника и т.д.) для «вербовки» потенциального потребителя и удержания постоянного;
  • организация экспозиции на выставках и ярмарках (место про-ведения, штаты, каталог и т.д.).
  • сфере культуры, в которой реализуются услуги, предоставляемые людьми, многое зависит от сотрудников, которые сознательно или неосознанно формируют общее мнение об учреждении культуры.

По-этому в управлении коммуникациями большое внимание уделяется личному взаимодействию персонала с посетителями. Сотрудники выполняют, по сути, ключевую роль в PR-деятельности (например, встретив хамское отношение потребитель скажет о том, что это учреждение не следует посещать ввиду того, что оно не располагает к посещению).

Одна из задач руководства учреждений культуры состоит в том, чтобы сотрудники поняли эту значимость для выполнения целей всей организации. Остальные мероприятия по рекламной деятельности PR лишь дополнят общее мнение об учреждении культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)