Отсутствие дифференциации нормативов по труду по типам медицинских организаций

Сложившиеся этапы в оказании медицинской помощи, обозначенные в номенклатуре медицинских организаций по территориальному признаку (раздел II приказа Минздрава РФ от 06.08.2013 № 529н), определяют необходимость соответствующей дифференциации и нормативов по труду.

Такая дифференциация имела место в нормативно-правовых документах, утверждаемых Минздравом СССР. Так, например, должность врача-онколога онкологического отделения городской больницы устанавливалась из расчета на 25 коек (приказ Минздрава СССР от 06.06.1979 № 600), а в областной больнице – на 20 коек (приказ Минздрава СССР от 31.05.1979 № 560).

Различия в установлении должностей наблюдались и при организации амбулаторно-поликлинической помощи, при этом выделялись должности для оказания консультативной помощи. Например, для оказания консультативной помощи населению области (края, республики) в кардиологическом диспансере (приказ Минздрава СССР от 25.03.1983 № 322) устанавливались должности врачей-кардиологов из расчета 0,08 должности на 100 тыс. взрослого населения области (края, республики).

Дифференциация касалась и медицинских работников вспомогательной лечебно-диагностической службы. Так, должность врача клинической лабораторной диагностики в областной больнице устанавливалась из расчета на 150 коек, а в городской – на 200 коек. Сравнительный анализ общей нормативной численности работников больничных медицинских организаций разных типов показывает значительные различия по всем группам работников.

Анализ проводился по следующим медицинским организациям:

  1. Участковые больницы.
  2. Центральные районные, городские больницы в городах и поселках с населением до 25 тыс. человек.
  3. Городские больницы в городах с населением свыше 25 тыс. человек.
  4. Областные, краевые, республиканские больницы.

Учитывая неоднозначный порядок введения ряда должностей и зависимость штатной обеспеченности отдельных подразделений (приемное отделение, отделение анестезиологии-реанимации и отделение реанимации и интенсивной терапии, отделения экстренной помощи и т.д.) от мощности и структуры учреждения, организационных форм работы, расчет нормативной численности медицинских работников проводился поэтапно: сначала по профилям отделений, затем – по общим больничным подразделениям.

Такие расчеты, итоги которых переведены в дальнейшем в эквивалентные единицы, позволили представить коэффициенты нормативной обеспеченности медицинскими работниками медицинских организаций указанных типов. При этом за эквивалентную единицу принята нормативная обеспеченность младшими медицинскими работниками участковой больницы (табл. 1.17).

Как показывают данные табл. 1.17, имеется довольно значительная разница в показателях нормативной обеспеченности медицинскими работниками по типам медицинских организаций, причем наиболее существенные различия между участковыми и областными (краевыми, республиканскими) больницами.

Такие различия обусловлены разной функцией указанных медицинских организаций в оказании медицинской помощи населению, разным составом больных по характеру и тяжести течения заболевания, наличию сопутствующей патологии, необходимостью более тщательного обследования больных с целью дифференциальной диагностики в учреждениях более высокого иерархического уровня и т.д.

Переход на нормирование труда по видам медицинской помощи, предусмотренный современными нормативно-правовыми документами, не предполагает различий в нормативной обеспеченности медицинскими работниками медицинских организаций разного типа, что противоречит практике здравоохранения и создает определенные трудности при планировании сети медицинских организаций.

Дифференциация медицинских организаций по уровням оказания медицинской помощи определена в настоящее время приказом Минздрава России от 08.06.2016 № 358 «Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения», однако дифференциация штатных нормативов по этим уровням отсутствует.

Согласно этому документу медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «акушерство-гинекология») распределяются по трем уровням.

Медицинские организации первого уровня – это медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого расположены:

  • первичную медико-санитарную помощь;
  • и (или) паллиативную медицинскую помощь;
  • и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь;
  • и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, как правило, терапевтического, хирургического и педиатрического профилей.

Медицинские организации второго уровня – это медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по расширенному перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные).

Медицинские организации третьего уровня – это медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.

При расчете потребности в оказании медицинской помощи рекомендуется, как указано в документе, учитывать инфраструктуру здравоохранения и зону обслуживания медицинских организаций, расположенных в граничащих субъектах Российской Федерации, с возможностью планирования объемов медицинской помощи в рамках межтерриториального взаимодействия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)