Оценка рейтинга страховых организаций

Обязательным элементом инфраструктуры развитого страхового рынка являются специализированные рейтинговые агентства, осуществляющие независимые оценки надежности страховых организаций.

Рейтинг – это комплексная оценка деятельности страховой орга низации, характеризующая ее способность своевременно и полно выполнять свои обязательства перед клиентами. На основе рейтинга осуществляется ранжирование страховых организаций, т. е. присвоение определенного класса надежности.

Необходимость присвоения рейтинга надежности страховой организации обусловлена потребностями как страхователей и иных контрагентов страховой организации, так и самих страховщиков.

Страхователи заинтересованы в получении надежной и качественной страховой
защиты, инвесторы – в безопасности капиталовложений в акции страховщиков. Высокий рейтинг страховой организации обеспечивает ей определенные конкурентные преимущества на страховом рынке.

С другой стороны, процедура ранжирования позволяет своевременно обнаружить признаки возможной несостоятельности страховой организации и предпринять меры по ее предотвращению.

В мировой практике рейтинговые агентства регулярно публикуют рейтинги страховых компаний и аналитические обзоры их деятельности.

Всемирное признание в области страхования имеют пять рейтинговых агентств: A. M. BestCo, Duff&Phelps, Moody’sInvestorServiseIns., Standart&Poor`s и WeissResearchIns. Применяемые ими методики оценки страховщиков различны.

В ходе исследования любое агентство анализирует количественные и качественные показатели деятельности страховых компаний, использует не только точные методики вычислений, но и экспертные оценки специалистов.

Все агентства оценивают способность компании выполнять обязательства, но делают это с разных точек зрения: финансового состояния, качества менеджмента, финансовых резервов, особенностей страховой деятельности или истории осуществления выплат. В связи с этим крупнейшие транснациональные страховые компании предпочитают получать рейтинги сразу в нескольких рейтинговых агентствах.

Процедура ранжирования и составления рейтинга основывается на изучении организационной структуры страховой организации, ее доли на рынке по основным видам деятельности, основных страховых  продуктов, каналов сбыта, бухгалтерской и другой отчетной документации за 3–5 лет, а также промежуточных результатов ее деятельности в текущем году, планируемых финансовых показателей на следующие 3–5 лет, анкетировании ключевых персон страховой организации.

Если рейтинговая оценка получена исключительно на общедоступной официальной информации, к оценке, выставляемой страховой компании, приписывается знак «pi» (от англ. «publikinformation», что означает «публичная информация»).

Представленные документы проходят несколько этапов обработки и анализа. Результаты направляются на рассмотрение специальной рейтинговой комиссии, состоящей из опытных страховых и нестраховых аналитиков, которые определяют рейтинг данной страховой компании.

При выявлении рейтинга обычно используются сочетания прописных и строчных букв A, B, C, D, E, F, цифр от 1 до 3, а также знаки «+» и «-». Сравнительная характеристика рейтинговых классов ведущих мировых рейтинговых агентств представлена в таблице.

Рейтинговые оценки делятся на несколько категорий:

– первая категория – надежные рейтинги;

– вторая категория – уязвимые рейтинги;

– третья категория – неблагополучные рейтинги.

Рейтинговые компании и агентства работают преимущественно по заказам страховых компаний. После определения рейтинга полученный результат доводится до сведения заказчика. Аналитик описывает ключевые для рейтинга факторы – как положительные, так и отрицательные, а также мнение рейтингового агентства о перспективах развития компании.

В случае несогласия с выставленным рейтингом страховая компания может отозвать свой запрос на выставление рейтинговой оценки, и тогда вся полученная агентством в связи с этим информация считается конфиденциальной.

Если же страховая компания принимает выставленный ей рейтинг, она должна уведомить об этом в письменной форме рейтинговое агентство. Также письменно согласовывается текст, которым публично объявляются результаты ранжирования (рейтингования).

Присвоив рейтинг, агентство продолжает мониторинг деятельности компании, опираясь не только на данные официальной отчетности, но и оценивая влияние происходящих событий в стране и за рубежом на развитие страховой компании.

На основании поступающей информации рейтинговая компания может в любое время в случае необходимости пересмотреть свое решение в отношении рейтинга. Кроме того, страховая компания подлежит ежегодной проверке по установленному перечню вопросов.

Ранжирование (рейтингование) страховых организаций в России начало развиваться только вместе с развитием свободного рынка страховых услуг. В 2001 г. рейтинговое агентство «Эксперт РА» впервые присвоило рейтинг надежности нескольким страховым компаниям.

В организационном отношении процедура ранжирования агентства «Эксперт РА» аналогична процедурам, используемым зарубежными рейтинговыми агентствами.

Суть методики «Эксперт РА» состоит в оценке текущего уровня платежеспособности страховой организации и всестороннем анализе возможностей покрытия будущих обязательств, т. е. ее финансовой устойчивости. Рейтинговые классы и их содержание для страховых организаций по методике «Эксперт РА» и представлены в таблице.

Ранжирование (рейтингование) страховых организаций косвенным образом оказывает положительное влияние как на деятельность самих страховщиков, выявляя их слабые и сильные позиции, так и на развитие страхового рынка, благодаря развитию открытых и корректных процедур идентификации надежности страховых организаций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)