Оценка активов нематериальных

Понятие нематериальных активов (НМА), применяемое в российском бухгалтерском учёте, установлено ПБУ 14/2000 «Учёт нематериальных активов», согласно которому это:

1. Объекты интеллектуальной собственности:

  • исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель;
  • исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
  • имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
  • исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
  • сключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

2. Деловая репутация организации – разность между ценой покупки предприятия как единого имущественно-хозяйственного комплекса и стоимостью его чистых активов;

3. Организационные расходы – расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада учредителей в уставный капитал организации:

  • затраты по созданию пакета учредительных документов и расчётов по обоснованию направлений его деятельности;
  • гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги по регистрации фирмы;
  • расходы по оплате услуг посреднических и консультационных фирм;
  • оплата сборов и пошлин в размере, признанном в соответствии с учредительными документами.

Могут быть оценены следующие нематериальные активы: гудвилл, клиентура, обученный персонал, торговая марка, патенты, собственные технологии и т. п. Обратите внимание, что в бухгалтерском учёте трудовые навыки персонала не относятся к НМА и не оцениваются.

Гудвилл – это способность предприятия эффективно функционировать и привлекать клиентов. За счёт наличия гудвилла покупатель готов заплатить за предприятие сверх рыночной стоимости его материальных активов.

Гудвилл представляет собой совокупность элементов бизнеса или персональных качеств руководителя (ведущего специалиста), которые стимулируют клиентов продолжать пользоваться услугами данного предприятия или данного лица и которые приносят фирме избыточную прибыль, превышающую разумный доход на другие активы предприятия.

Гудвилл всегда неразрывно связан с предприятием или с определённым физическим лицом и не может быть продан отдельно от них, хотя оценить его можно. Обычно дополнительная прибыль получается в результате влияния двух элементов: особенностей предприятия и персональных качеств руководителя (например, для оценочных и аудиторских фирм) или ведущего специалиста (особенно для медицинских фирм).

Основным методом оценки избыточной прибыли, являющейся ключевым фактором стоимости гудвилла, является метод избыточного дохода.

Метод избыточного дохода. С учётом степени риска аналогичных инвестиций анализируется рыночный уровень дохода на имеющиеся у предприятия материальные и нематериальные активы (исключая гудвилл). Если избыточная прибыль есть, значит, у предприятия есть гудвилл. Если избыточной прибыли нет, то гудвилл отсутствует.

Однако следует учесть, что фирма может не иметь гудвилла, несмотря на наличие избыточной прибыли, потому что круг клиентов ограничен одним-двумя заказчиками, которые могут отказаться от услуг фирмы.

Итак, гудвилл – это совокупность активов предприятия, определяющих его имидж и способствующих получению избыточного уровня прибыли по сравнению с типичным для отрасли.

Основные этапы оценки:

  • определение стоимости чистых материальных активов;
  • нормализация фактически полученной прибыли компанией;
  • расчёт прибыли, получаемой за счёт использования материальных активов (умножение среднеотраслевой ставки рентабельности материальных активов на их стоимость);
  • определение величины избыточной прибыли как разницы между нормализованной прибылью, полученной за счёт материальных активов;
  • капитализация избыточной прибыли;
  • определение полной стоимости бизнеса как суммы стоимости чистых активов и надбавки, полученной методом капитализации избыточной прибыли.

Для целей оценки нематериальных активов, отличных от гудвилла и имеющих рыночную стоимость, выделяют различные права, льготы, массивы информации и ноу-хау, которые могут быть идентифицированы и отдельно оценены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)