Субъектный состав

Лицами, участвующими в деле о привлечении к административной ответственности, являются: стороны – административный орган, обратившийся с заявлением о привлечении к административной ответственности, и лицо, привлекаемое к административной ответственности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении), потерпевший или его представитель, эксперт, специалист, переводчик, прокурор.

В арбитражный суд с заявлениями о привлечении к ответственности обращаются те административные органы, к компетенции которых отнесено возбуждение дел об административных правонарушениях. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (с чего, собственно, начинается дело об административном правонарушении), предусмотрен ст. 28.3 КоАП РФ.

В ряде случаев административное законодательство прямо не предусматривает компетенцию того или иного административного органа по возбуждению производства, отсылая к другим законам, регулирующим компетенцию данных органов.

Это обусловлено указанием ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ на то, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Второй (ответной) стороной по рассматриваемым делам всегда выступает субъект предпринимательской деятельности – юридическое лицо или гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя. Поэтому не может быть субъектом ответственности по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, гражданин, не имеющий такого статуса, либо структурное подразделение организации, не являющееся юридическим лицом (например, филиал предприятия).

Поскольку в компетенцию арбитражного суда не входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, то заявление административного органа о привлечении к административной ответственности должностного лица организации рассмотрению в арбитражном суде не подлежит (п. 11 Обзора Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2003 г. N 4 “О практике рассмотрения споров, связанных с применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).

Следует отметить, что административная ответственность юридического лица является новеллой административного законодательства, реализованной лишь в КоАП РФ 2001 г. Статья 2.10 данного Кодекса устанавливает, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных Кодексом или соответствующим законодательством субъектов РФ.

В случаях же, если в статье КоАП РФ не установлено, что ответственность применяется только к физическому лицу или только к юридическому лицу, установленная в статье норма в равной мере действует в отношении каждого из них.

Кроме того, КоАП РФ решены вопросы ответственности юридических лиц при их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или преобразования, что также следует учитывать, определяя лицо, подлежащее привлечению к ответственности.

Особое внимание следует уделить участию в рассмотрении данной категории дел таких лиц, как потерпевший и прокурор.

Полномочия последнего по делам о привлечении к административной ответственности регулируются положениями п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”, предоставляющими прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положениями ст. ст. 28.4 и 28.8 КоАП РФ, определяющими полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.

При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры. В названных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, которое отвечает требованиям ст. 204 АПК РФ.

К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ.

Такая процессуальная фигура, как потерпевший, в арбитражном процессуальном законе отсутствует, в связи с чем для определения его положения в деле о привлечении к административной ответственности следует обращаться к соответствующим статьям КоАП РФ.

Статья 25.2 КоАП РФ устанавливает, что потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред;потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление (решение) суда по данному делу.

Потерпевший может быть привлечен к участию в деле об административном правонарушении на стадии его возбуждения (что следует из положений ст. 28.2 КоАП РФ).

Кроме того, потерпевший также может быть привлечен к участию в деле по инициативе суда либо допущен (привлечен) к участию в деле по его ходатайству. Учитывая, что АПК РФ не предусматривает иное, при рассмотрении судом дела о привлечении к административной ответственности потерпевшего можно определить как третье лицо без самостоятельных требований.

В то же время, учитывая интерес потерпевшего в данном деле, более адекватным было бы наименование в арбитражном процессе как “заинтересованное лицо”.

При подготовке дела к рассмотрению суд должен определить, имеется ли по данному делу потерпевший, привлечен ли он к делу об административном правонарушении административным органом, и если не привлечен, то имеется ли в этом необходимость. Потерпевший извещается о времени и месте судебного заседания. В процессе он обладает правами, предусмотренными КоАП РФ.

Согласно ч. 4 ст. 27 АПК РФ, заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено судом по существу, даже если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В связи с этим потерпевшим может выступать и физическое лицо, и его участие не изменяет подведомственности дела.

Наряду с лицами, участвующими в деле, в арбитражном процессе могут быть задействованы их представители и содействующие осуществлению правосудия лица – эксперт, специалист, свидетели, переводчик, порядок участия которых в деле регулируется специальными нормами АПК РФ и КоАП РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)