Особенности предоставления правовой охраны секретным изобретениям

Правовое регулирование секретных изобретений неразрывно связано с законодательством о государственной тайне, которое состоит из Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ “О безопасности” <1> (далее – Закон о безопасности) и Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне” <2> (далее – Закон о государственной тайне) и других нормативных актов.

Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 утверждена Стратегия национальной безопасности РФ (далее – Стратегия). Согласно указанной Стратегии национальная безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Под угрозой национальной безопасности в Стратегии понимается совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.

Обеспечение национальной безопасности достигается реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов.

Одной из таких мер является засекречивание сведений, относящихся к государственной тайне. К ней в силу ст. 2 Закона о государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Сведения, составляющие государственную тайну, могут содержать любые технические решения, однако российским законодателем предусмотрено, что правовой охране подлежат только такие технические решения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, как изобретения (секретные изобретения). Полезным моделям и промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, правовая охрана в соответствии с ГК РФ не предоставляется.

В действовавшем до принятия части четвертой ГК РФ Патентном законе правовая охрана изобретениям, признанным секретными, не предоставлялась. Устанавливалось, что порядок обращения с секретными изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами регулируется специальным законодательством.

В период действия Патентного закона имела место попытка законодателя принять Федеральный закон “О секретных изобретениях” (проект N 96700077-2). Указанный Закон даже был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, однако 8 января 1998 г. отклонен Президентом РФ и в итоге снят Государственной Думой с дальнейшего рассмотрения.

Впоследствии положения Патентного закона были распространены на секретные изобретения, и в него с 1 января 2004 г. включен новый разд. VI.1 “Особенности правовой охраны секретных изобретений”.

В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с секретными изобретениями, осуществляется на основе специальных норм, содержащихся в § 7 гл. 72 ГК РФ, и только в части, не урегулированной специальными нормами, могут применяться общие нормы патентного права (п. 2 ст. 1349 ГК РФ).

ГК РФ не содержит определения понятия “секретное изобретение”. Ранее действовавший Патентный закон (п. 5 ст. 3) отождествлял секретные изобретения с изобретениями, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.
По мнению В.И. Еременко, секретное изобретение является сложным объектом правового регулирования, включающим в себя помимо легального определения изобретения, содержащегося в ст. 1350 ГК РФ, также сведения, составляющие государственную тайну.

Таким образом, секретное изобретение является объектом комплексного правового регулирования, поскольку отношения, возникающие в этой сфере, регламентируются как патентным законодательством, так и законодательством о государственной тайне.
Дискуссия. Избранный законодателем правовой режим охраны секретных изобретений подвергается критике со стороны ряда исследователей.

Так, Е.В. Хромушина, исследуя нормы разд. VI.1 Патентного закона, которыми впервые была введена патентная охрана секретных изобретений, отмечает, что в общественном сознании уже сложилось и укрепилось представление о том, что патент – это инструмент рыночной экономики, что патент свидетельствует о наличии у патентообладателя исключительного права на изобретение.

Однако, получая патент на секретное изобретение и пытаясь реализовать вытекающие из него права в русле рыночной экономики, патентообладатель дополнительно попадает в специфическое поле действия законодательства о государственной тайне, характеризующееся вертикальными связями субъектов правоотношений.

В целях гармонизации действия патентного законодательства и законодательства о государственной тайне Е.В. Хромушина предлагает приостанавливать действие патента на секретное изобретение с даты выдачи патента на секретное изобретение до даты рассекречивания изобретения, а срок действия патента на рассекреченное изобретение продлевать на срок, равный сроку приостановления действия патента на секретное изобретение.

Идея приостановления действия патента на изобретение на период его засекречивания не нова, она реализована в ряде государств, где законодательство предусматривает выдачу секретных патентов. В других странах патенты на секретные изобретения не предоставляются, их выдача откладывается до момента рассекречивания сведений, входящих в состав соответствующего технического решения.

Путь введения “рынка” секретных изобретений представляется сомнительным и В.И. Еременко, который полагает, что действующий в России правовой режим охраны секретных изобретений, по сути, выхолащивает содержание традиционного исключительного права и переводит исключительное право на секретное изобретение из сферы частного в сферу публичного права с неизбежной при этом трансформацией его содержания.

В.С. Азовцев предлагает отказаться от патентной формы охраны секретного изобретения и тем самым устранить противоречия между необходимостью его использования каким-либо компетентным государственным органом и монопольным правом обладателя патента, допускающим запрещение такого использования.

Названному исследователю видится целесообразным выдавать автору секретного изобретения вместо патента авторское свидетельство, которое лишь удостоверяет факт авторства и приоритет изобретения. При этом исключительное право на секретное изобретение предлагается закреплять за государством, которое в связи с засекречиванием изобретения должно выплачивать автору вознаграждение за сам факт создания изобретения, а вознаграждение за использование выплачивается конкретным предприятием, которому государство предоставило в установленном порядке право использования секретного изобретения.

Вместе с тем сам факт того, что при принятии части четвертой ГК РФ законодателем без каких-либо серьезных корректировок были восприняты подходы к правовому режиму охраны секретных изобретений, закрепленные в Патентном законе, свидетельствует о долговременной тенденции патентной формы охраны этих объектов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)