Особенности польского пути территориального развития: гражданская активность и местное самоуправление

Рассматривая направленность реализации различных национальных идей, обращает на себя внимание общая закономерность, проявляющаяся в стремлении к достижению мировых стандартов по эффективности использования человеческого капитала, росту производительности труда, развитию инновационного рынка и построению социальной инфраструктуры.

Самые глубокие теоретические изыскания без практического преломления малоубедительны и бездоказательны. Учитывая, как мы отмечали выше, то обстоятельство, что благополучие Польши связано с реализацией Стратегии развития Европейского Союза, изучим состояние сельских территорий страны, взяв за основу следующие положения.

Во- первых, для государств – членов ЕС, состояние сельских территорий – самый верный показатель развитости аграрного сектора экономики и степени цивилизованности самой страны.
Во-вторых, мировое экспертное сообщество с удивлением констатировало невиданный, прорывной характер деятельности по развитию сельского туризма на польских территориях, а эксперты считают, что туризм – это своеобразное «зеркало» межгосударственных отношений.

Устойчивое развитие сельских территорий – это стабильное развитие сложившейся социально-экономической территориальной системы, обеспечивающее выполнение ее народнохозяйственных функций: производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, иных товаров, оказание услуг, а также общественных – сохранение сельского образа жизни, культуры, исторически освоенных ландшафтов, обеспечивающее контроль над территорией, экологическое равновесие, расширенное воспроизводство населения, рост уровня и качества жизни.

Государству принадлежит важная роль по обеспечению ускоренного развития села на основе стимулирования конкуренции в экономической сфере, созданию единого рыночного пространства в агропродовольственном секторе, оказанию многоплановой поддержке аграрной экономике сельских территорий.

Важную роль в сельском развитии играет укрепление демократических институтов, которые поддерживают массовое участие сельского населения в жизни местных сообществ, обеспечивают свободу личной инициативы, доступ к современным знаниям и продуктивной занятости.

В целях увеличения доходов сельского населения, как показал опыт, представляется необходимым оказывать содействие сельским жителям в развитии на селе несельскохозяйственного бизнеса, который позволит диверсифицировать источники формирования семейного бюджета в условиях сезонности аграрного труда.

Идентичность польского пути следует искать в историко-экономических особенностях развития Польши, которая, даже в советские времена, входя в Совет экономической взаимопомощи, в отличие от других социалистических стран, нашла в себе силы противостоять поголовной коллективизации. Сельское население в подавляющем большинстве, не стало членами колхозов, а сохраняло историческую хозяйственную мелкотоварную самостоятельность, которая и в настоящее время, остается основой национального сельского хозяйства.

В Европейском союзе, в среднем на одно хозяйство приходится около 14 га земли, тогда как в США – 190, а в Австралии – 3700 га. Главное различие между фермерскими секторами ЕС и США связано с разными принципиальными подходами государства и общества к решению фермерских проблем.

В странах Евросоюза считается, что общество несет моральную ответственность за обеспечение граждан работой в той местности, в которой они выросли, в соответствии с полученной ими специальностью и, в особенности, поддерживается наследственная традиция фермерского труда.

В США общество не берет на себя такого морального обязательства. Каждый отдельный фермер, сталкивающийся с ухудшением экономической ситуации, сам решает свои проблемы, вплоть до продажи своего бизнеса и смены сферы занятости.

Сельские районы в Польше занимают свыше 93% общей территории страны, а количество ферм практически одинаковое с США. В сельской местности Польши проживает около 38% населения, из которого исключительно в сельском хозяйстве трудится менее 6% поляков.

Базовыми элементами аграрного сектора Польши выступают микро-хозяйства, которые обрабатывают по 5-10 га земли. Средний размер земельного владения 2,9 млн. крестьянских хозяйств составляет 5,9 га. На юге страны, в частности в Силезском воеводстве, размеры владений, в подавляющем большинстве, не превышают 3-4 га. Но встречаются хозяйства размером в 1 га. В распоряжении крупных хозяйств, а их не более 9%, земельные наделы площадью свыше 100 га.

Соответственно и долгосрочная государственная политика на сельских территориях направлена на развитие мелких хозяйств, которые рассматриваются как эффективное средство занятости населения и решения социально-экономических проблем.

Показательно отметить, что в мелких хозяйствах юго-восточных воеводств и производят основной объем сельскохозяйственной продукции страны, ежегодный прирост которой составляет 20%. Более 10% польской сельхозпродукции реализуется на внешних рынках, главным потребителем выступает Германия.

В Польше существуют значительные отличия от иных странах в реализации единой сельскохозяйственной политики. Так наличие специального аграрного образования неразрывно связано с законом о наследовании земли. Отсутствие подобного образования лишает детей права наследовать землю. В тоже время, аграрное образование не обязательно экономическое.

Большинство польских фермеров не ведут бухучета, тем более, что в соответствии с польским законодательством, его обязаны вести лишь те хозяйства, которые имеют годовой доход в 1,2 млн. EUR.

Активно используется фермерами творческий подход в предпринимательской деятельности. Общепризнанно, что Франция является основателем европейской сети приема и размещения туристов в сельской местности, страну ежегодно посещают в среднем 37 млн. иностранных туристов, из них – 7 млн. предпочитают отдыхать на селе.

На сельских территориях, а из 55 млн. га территории страны, 32,5 млн. составляют сельскохозяйственные угодья (59%), проживает каждый четвертый француз. Темпы прироста сельского населения Франции за последние десять лет увеличились, по сравнению в 90- ми годами, в три раза. В настоящее время сельский туризм в Европе приносит, по разным данным, от 10 до 20% общего дохода туриндустрии.

Но сегодня Польша совершила прорыв в развитии рынка сельского туризма, значительно опередив основательницу мировой сети Францию. Это связано с тем, что в Польше считает приоритетным направлением сельской экономики туризм, приносящий из всех видов непрофильной деятельности на селе, наибольший доход.

Сфера деятельности «туризм в сельской местности» дает около 4% общего валового продукта, поэтому государство считает необходимым выделять на ее развитие до 40% всех субсидий. Чаща весов в пользу сельского туризма склоняется еще потому, что в сельскохозяйственном секторе
Польши работает свыше 27% населения, в то время как во Франции только 5%.

Долгосрочная государственная политика, которая позволила преодолеть многочисленные проблемы юридического, экономического, организационно-кадрового, экологического и иного характера, как в интересах хозяйств, занимающихся бизнесом в сфере сельского туризма, так и в интересах туристов.

Как бы парадоксально, на первый взгляд, это не звучало. Потому, что стимулирование предпринимателей к повышению качества, диверсификации услуг, в свою очередь повышает привлекательность объектов сельского туризма, а конечном итоге их доходность.

Властные структуры обеспечили бесплатную регистрацию гостевых домов и ферм, занятых в приеме туристов. Решили вопросы освобождения доходов, получаемых в результате ведения этого вида деятельности от подоходного налога, взимаемого с физических лиц, сохранение прежних ставок налога на недвижимость, возможность ведения не земледельческой хозяйственной деятельности в рамках социального страхования земледельцев.

Взяли на себя развитие инфраструктуры: дорог, связи, образовательных учреждений, объектов благоустройства и пр. Оказывают информационную поддержку.

Трудно переоценить роль общественных организаций на всех уровнях: от местных ассоциаций сельского туризма до образования Польской федерации сельского туризма «Гостевые хозяйства». Сегодня в Польше более 50 разных ассоциаций, ориентированных на сельский туризм.

Надо осознать, что развитие малого бизнеса – это не цель, а совершенствование экономических отношений, характеризуемых сегодня, в отличие от корпоративного бизнеса, отсутствием заданных материальных, финансовых и иных связей.

Как правило, малый бизнес бывает личным и семейным, что делает его участников незащищенными, не позволяет им эффективно планировать стоимостные и объемные показатели бизнеса.

Таким образом, защита собственного бизнеса, является важнейшей первой функцией, которая выполняется союзами и ассоциациями. Вторая функция, передаваемая союзам и ассоциациям, связана с формированием и перераспределением материальных и финансовых потоков для своих членов.

Запущенный глобальный мировой процесс обеспечения прозрачности бюджетных данных, регулярно анализируется структурами OECD, которые отмечают активную позицию органов местного самоуправления по внедрению самостоятельного бюджета. Особое внимание, авторитетные исследователи, уделяют польскому опыту, утверждая, что современной Польши не было бы без развития местного самоуправления.

Происшедшие в последнее десятилетие двадцатого века, глубокие польские трансформации, стали возможными благодаря величайшей гражданской активности общества.

Именно гражданская активность выступила той силой, которая произвела политические преобразования, позволила заложить основы местного самоуправления, упразднив монополии партий, исключив властную иерархическую зависимость и отделив муниципальную службу от государственной службы.

В свою очередь это придало самостоятельный статус муниципальной собственности и финансам.
Формирование полноценного местного самоуправления высвободило общественную энергию каждого гражданина и обеспечило участие локальных сообществ в решении общественных вопросов.

В результате, в настоящее время каждый второй поляк уверен, что лично влияет на решения, принимаемые в своем муниципалитете, а 58% респондентов высказали доверие органам местного самоуправления. При этом уровень доверия центральным органам власти (исполнительным и представительным), политическим партиям значительно ниже.

Объем расходов муниципальных бюджетов в Польше является самым высоким показателем среди стран Центральной и Восточной Европы. Российский путь развития местного самоуправления, сохраняющий полную зависимость муниципалитетов от финансовой помощи из региональных бюджетов, не способствует стимулированию социально-экономического развития муниципальных территорий и повышению эффективности бюджетных расходов.

Показательно, что совокупный объем долговых обязательств субъектов Федерации и муниципалитетов составляет 2,5 трлн. руб. Законодательством Польши предусмотрено, что только прозрачность публичных финансов, достигаемая посредством постоянной публикации соответствующих отчетов, способна обезопасить казну от расточительности и легкомыслия властей, предотвратить беспорядок и коррупцию.

Прозрачность бюджетной деятельности представляет собою один из фундаментов современного демократического государства, являясь значимым источником силы граждан.

Все действия связанные с публичными финансами должны быть прозрачными. Это означает возможность беспрепятственного доступа граждан к информации обо всех операциях со средствами бюджета.

В целях полной реализации принципа прозрачности бюджетные данные должны быть предельно детализированы, но должны оставаться понятными большинству граждан. Когда прозрачность и четкость финансовых показателей требует от граждан специальных знаний в области финансового права или экономики, о материальной прозрачности не может идти речи.

Особое значение в этой связи приобретает система бюджетного учета и отчетности, а также бюджетная классификация. Неслучайно в законодательствах многих государств рефреном повторяется положение о преемственности бюджетной классификации, способствующей сравнению бюджетных показателей разных финансовых лет и более полному представлению о доходах и расходах публично-правового образования.

Законодательством установлены следующие требования открытости бюджетного процесса.
Во-первых, прозрачность дебатов при рассмотрении проекта бюджета, принятии бюджета, обсуждении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов в представительных органов всех уровней.

Во-вторых, опубликование информации об объемах дотаций, выделяемых из бюджета государства и бюджетов единиц территориального самоуправления; ежемесячных отчетов о текущем исполнении бюджета.

В-третьих, прозрачность при обсуждении проектов долгосрочных финансовых планов единиц территориального самоуправления.

В-четвертых, обнародование сведений о договорах, заключенных с организациями частного сектора с целью оказания социально значимых услуг; об объемах средств, а также информации, подтверждающей выполнение социально значимой услуги и факт ее оплаты.

В-пятых, обеспечение прозрачности деятельности Национального фонда здравоохранения: об источниках поступления доходов и совершаемых расходах, сведений о цене.

В-шестых, прозрачность бюджетного процесса достигается через опубликование перечня субъектов, которым из бюджета выделены дотации или средства на выполнения полномочий.
В-седьмых, обнародование годовых отчетов о результатах финансовой деятельности органов государственной власти.

В-восьмых, обеспечение доступа граждан к данным бюджетного учета и отчетности;
В-девятых, опубликование в Бюллетене публичной информации отчета об исполнения бюджета за предыдущий финансовый год и проекта бюджета на очередной финансовый год.

Одновременно, законодательством Польши, оговаривается, что прозрачность, в том числе в сфере финансовой деятельности государства, не может быть безграничной и имеет законные пределы, связанные с защитой прав и интересов государства, граждан и организаций.

Учитывая национальные интересы и особенности, целесообразно использовать опыт развития различных стран на основе взаимного обмена имеющимися преимуществами, оперативно тиражировать инновации, доказавшие свою эффективность для внедрения в процесс обеспечения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере всех уровней.

Польские фермеры – хозяева, обладающие здравым смыслом, предприимчивостью, реально оценивающие результаты успешной работы по затратам собственных сил и по остатку денег в кармане, что позволяет развенчивать самые фантастические экономические мифы.

После выхода Великобритании из Европейского союза (brexit) фермеры, все чаще задумываются над тем, насколько дольше переживет Европейский союз Совет экономической взаимопомощи. И их выводы близки идее Фридриха Листа: «Нация, как и человек, не имеет более дорогих интересов, как свои собственные».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)