Особенности нормирования труда медицинских работников станций (отделений) скорой медицинской помощи

Планирование деятельности станции скорой медицинской помощи зависит от двух групп данных:

  • работы автотранспорта: число машин и сменность их работы;
  • планово-нормативного числа вызовов (рис. 3.21).

Возможность работы выездного персонала создается только при наличии транспорта: числа машин и сменности их работы. В соответствии с Методическими рекомендациями Минздрава РСФСР плановым показателем обеспеченности автотранспортом является численность населения: на 10 тыс. населения планируется 1 машина скорой медицинской помощи с носилками.

Определенная информационная база по планированию станций скорой медицинской помощи содержится в приказе Минздрава России от 27.02.2016 № 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребности населения». В этом документе, в частности, указана рекомендуемая численность населения для станции скорой медицинской помощи, составляющая 50 тыс. и более.

В сноске к этому пункту отмечено, что «с учетом транспортной доступности, климатических и географических особенностей, уровнем и структурой заболеваемости населения субъектов Российской Федерации, особенностей половозрастного состава населения и возможности соблюдения порядков оказания медицинской помощи, а также плановой мощности медицинской организации, указанные параметры обоснованно корректируются».

Нормирование труда медицинского персонала станций скорой медицинской помощи осуществляется в соответствии с общими методическими подходами к нормированию труда в здравоохранении.

Специфика нормирования труда определяется следующими обстоятельствами:

  • нормы времени на единицу работы устанавливаются не на каждого работника, а на бригаду в целом. Эти нормы соответствуют началу и окончанию работы всей бригады. Например, затраты врача на оказание медицинской помощи пациенту во время вызова скорой медицинской помощи составили 40 мин, медицинской сестры – 25 мин. Медицинская сестра в течение 15 мин находилась в ожидании назначений врача, в то же время и врач мог ожидать выполнения назначений медицинской сестрой для последующей оценки состояния здоровья пациента. В связи с этим нормы времени на вызов устанавливаются едиными для всей бригады от начала и до окончания выполнения вызова, а незагруженное время у того или иного работника нельзя исключать при разработке нормативов по труду;
  • при установлении норм времени на вызов скорой медицинской помощи учитывается коэффициент ожидания вызова, что связано с неравномерностью поступления вызовов по часам суток, дням недели, сезонам года. Поток вызовов скорой медицинской помощи является случайным, подчиняется закону Пуассона, и частота вызовов не регулируется. В то же время рациональные графики работы выездного персонала в зависимости от интенсивности обращаемости за скорой медицинской помощью при достаточной обеспеченности станции выездными бригадами позволяют уменьшить время ожидания вызова при сохранении принципа экстренности. Расчеты с применением математического аппарата теории массового обслуживания в предположении, что не более 4% всех вызовов будут обслуживаться с опозданием, т.е. после 4 мин после поступления вызова, показывают, что врачебная бригада в среднем за сутки может обслужить 10-12 вызовов, специализированная – 5-6.

Штатные нормативы медицинских работников станций скорой медицинской помощи определены приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н с последующими изменениями, внесенными приказом от 22.01.2016 № 33н.

Эти изменения состоят в следующем:

  • изменено название приложения. Если ранее штатные нормативы устанавливались для станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи), то в соответствии с новым приказом устанавливаются рекомендуемые штатные нормативы станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи;
  • исключены должности заместителя главного врача: по скорой медицинской помощи, по госпитализации, по организационно-методической работе, по контролю качества медицинской помощи и клинико-экспертной работе, по работе с сестринским персоналом;
  • в состав бригад скорой медицинской помощи вводится должность медицинской сестры;
  • исключена должность фельдшера-водителя и санитара-водителя; эти изменения не сопровождаются исключением этих должностей из номенклатуры должностей, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н;
  • изменены числовые значения величины должностей для обеспечения круглосуточной работы бригад скорой медицинской помощи, причем для должностей с одинаковым режимом труда и отдыха ошибочно приводятся разные показатели.

Таким образом, общие направления изменений нормативной численности медицинских работников станций, отделений скорой медицинской помощи состоят в некотором уменьшении численности врачебных должностей за счет исключения ряда заместителей главного врача и увеличения должностей среднего медицинского персонала за счет введения должностей медицинских сестер в состав выездных бригад.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)