Особенности лицензирования космической деятельности

Порядок лицензирования космической деятельности определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2002 г. № 422 «Об утверждении Положения о лицензировании космической деятельности».

Положения о лицензировании видов деятельности, связанных с авиационной техникой, утверждены одним Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. № 346 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности в области авиационной техники».

Органом, лицензирующим космическую деятельность, а также деятельность в области авиационной техники является Российское авиационно-космическое агентство, положение о котором утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 1999 г. № 1186.

Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, координацию и государственное регулирование деятельности предприятий и организаций в области космической деятельности, проведения работ по боевой ракетной технике стратегического назначения, авиационной и ракетно-космической технике военного назначения, по гражданской авиационной технике, в области экспериментальной авиации, а также выполнение федеральной космической программы России и федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники России.

Помимо указанного органа деятельность по ремонту авиационной техники осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации (правовой статус определен  Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. № 1038).

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Положения о поименованных в названии настоящей главы видах деятельности весьма сходны между собой как по форме изложения, так и по содержанию. Это обусловлено и тем, что указанные виды деятельности лицензируются одним органом, так и собственной их однородностью.

Необходимость же принятия отдельных положений о лицензировании космической деятельности и о лицензировании каждого из названных в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» видов деятельности в области авиационной техники обусловлена в основном формальными требованиями юридической техники.

К лицензируемым видам космической деятельности относятся:

  • создание и производство космической техники, создание и развитие космической инфраструктуры;
  • запуск и управление полетом космических объектов;
  • использование (эксплуатация) космической техники, космических технологий и информации, получаемой с помощью космических средств;
  • предоставление услуг, связанных с созданием, запуском и использованием (эксплуатацией) космической техники;
  • прием, обработка и распространение информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.

Право Правительства Российской Федерации самостоятельно определить перечень видов космической деятельности закреплено п. 2 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Под разработкой авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения понимаются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы по созданию, модификации и модернизации изделий авиационной техники, включая средства наземного обслуживания летательных аппаратов, мелкосерийное изготовление, а также авторские надзор и сопровождение изделий при производстве, эксплуатации и ремонте, вплоть до списания.

Под производством авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, понимаются мелкосерийное и серийное изготовление изделий авиационной техники, включая средства наземного обслуживания летательных аппаратов, запасных частей, а также гарантийный надзор, гарантийное и техническое обслуживание изделий.

Под ремонтом авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, понимаются работы и услуги по восстановлению летной годности авиационной техники после ее повреждения или износа.

Под испытаниями авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, понимаются наземные, в том числе стендовые, и летные испытания, которые проводятся по договорам специализированными организациями в порядке оказания услуг сторонним организациям.

При осуществлении каждого из лицензируемых видов космической деятельности и деятельности в области авиационной техники к лицензиату предъявляются определенные лицензионные требования и условия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)