Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи

Практический психодиагност использует в своей работе категории нормы. Это делает его работу особенно значимой для человека, которому он оказывает психологическую по­мощь, то есть воздействует на его психическую реальность.

Использование категории психической нормы приводит к тому, что все психологические задачи клиента в той или иной степени обращены к задачам социальным или этическим.

Для того чтобы суметь получить, обработать, сообщить результаты психодиагностической работы для оказания психологической помощи, психодиагносту требуется, на наш взгляд, четко представить себе следующие особенности психической реальности клиента:

  1. Степень ее структурированности, которая выражается в содержании рефлексии клиента на психическую реальность.
  2. Отношение клиента к своей психической реальности, то есть отношение клиента к своей индивидуальности.
  3. Особенности восприятия психолога как источника пси­ходиагностической информации.

Один из главных вопросов, которые обращает клиент к психодиагносту по поводу результатов его работы, – это во­прос: «Что это значит?»

Область оказания психологической помощи в работе пси­ходиагноста может быть описана в виде следующих вопро­сов, обращенных к психической реальности:

  1. Что происходит?
  2. Чем это вызвано?
  3. Что будет дальше?

Ответ на первый вопрос предполагает работу психоди­агноста по описанию психической реальности клиента и сообщению ему этого описания. Клиент сам будет отвечать за использование этой информации и степень ее включенно­сти в свои рефлексивные переживания. Психодиагност со­общает в этом случае психологическую информацию, кото­рую клиент воспринимает осознанно. Психолог должен подготовить клиента к восприятию этой информации, уста­новив с ним контакт, уточнив задачу взаимодействия. В решении психодиагностической задачи психолог четко ори­ентируется на ее содержание и адекватность восприятия его клиентом.

При передаче психологической информации психодиаг­ност стремится получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определяет отношение клиента к ин­формации и к нему самому как к источнику информации.

С этой целью психодиагност может попросить клиента по­вторить переданную ему информацию или задать прямой во­прос о том, насколько понятна информация. Естественно, что одним из главных моментов передачи психодиагностической психологической информации является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему различные задачи социальной или этической и задачи психологической, которую и решает психодиагност.

При этом одной из форм сообщения результатов психоди­агностического обследования являются психометрические дан­ные, выраженные в определенных баллах, шкалах или других метрических величинах. В этом случае индивидуальные резуль­таты клиента можно представить как точку на шкале возмож­ных результатов, например, следующим образом:

«Максималь­ный балл работы с этой методикой – п баллов, минимальный – т баллов. Ваш балл = к».

Таким образом, клиент получает кри­терии оценки своих результатов, полученных психодиагностом в соответствии в поставленной перед ним задачей. Оценочные действия он уже может провести сам.

Профессиональная задача психодиагноста, связанная с характеристикой психической реальности, решение вопроса: «Что происходит?» – предполагает использование стандар­тизированных методик. Эти методики, как известно, предполагают соблюдение строгих и сформулированных в явном виде правил.

Но при их применении всегда надо пояснить, что они обеспечивают лишь с вероятной точностью постановку пси­хологического диагноза и оказываются надежными в боль­шей степени по отношению к группе испытуемых, чем по отношению к отдельному клиенту.

Эту особенность стандартных измерительных методов психологу надо постоянно иметь в виду, когда он использует полученную психологическую информацию для оказания психологической помощи.

В этом плане эти стандартизированные измерительные ме­тоды-тесты используются как средство оказания психологической помощи, если психолог уверен, что клиент в состоянии интегрировать полученные в них данные в свои рефлексивные переживания. Одним из показателей такой готовности клиен­та является, на наш взгляд, осознанное стремление клиента к структурированию своих переживаний, которое в общем виде выражается примерно в такой тенденции: «Хочу понять, что со мной происходит». Эта же тенденция может быть выраже­на и по отношению к психической информации о другом че­ловеке: «Хочу понять, что с ним происходит».

В общем виде можно утверждать, что оказание психологи­ческой помощи через сообщение объективной достоверной психологической информации позволяет клиенту самому структурировать свои переживания.

Интересно
При этом применение с этой целью клинических методов, а не стандартизированных, к которым, как мы уже отмечали, относятся проективные и диалоговые методы, дает возмож­ность в большей степени получить индивидуализированные данные. Этот путь оказывается наиболее продуктивным, когда речь идет об особенностях психологической реальности, плохо поддающихся объективации, по отношению к изменчивости которых трудно создать фиксированную модель. Именно такая фиксированная операциональная модель и лежит в основе по­лучения психометрических данных. Динамика целей, состоя­ний, настроений, глубинные слои опыта, личностные смыслы и т. п.- это те особенности психической реальности, которые эффективнее оцениваются с помощью клинических методов.

При этом достоинства и недостатки применения как стан­дартизированных, так и клинических методов при оказании с их помощью психологической помощи должны четко кон­тролироваться психологом.

Так, к бесспорным достоинствам тестов относится объек­тивный характер процедуры, возможность перепроверки результатов, которая основывается на выполнении состави­телем тестов требований психометрии, то есть требований репрезентативности, надежности, валидности.

Репрезентатив­ность – соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам популяции, на которой применяется тест.

Надежность – устойчивость процедуры измерения, независи­мость от случайных величин.

Валидность – соответствие ме­тодики измеряемому концепту.

Если все эти психологические процедуры не выполнены по отношению к тесту, то его использование не носит научно обоснованного характера, а так же произвольно, как и любая житейская ситуация понимания людьми друг друга. Результат будет зависеть от множества случайностей.

Знание психометрики дает психологу необходимый ма­териал для понимания ограниченности методик, тех допу­щений, которые были сделаны их авторами для целей исследования.

Человек при работе с тестом активен и может применять такой способ действия, такое отношение к ситуации задания, которое разработанные методики вовсе не предусматривали.

Диапазон же применения тестов очень узок и часто сво­дится к той выборке, на которой происходила разработка теста.

Применение клинических методов для оказания психоло­гической помощи тоже имеет свои особенности, которые хотелось бы показать на примере использования категории акцентуации. Как известно, эта категория разрабатывалась К. Леонгардом. Если психодиагност пользуется ею, как и любой другой категорией, он должен уметь воспроизводить контекст рассуждения автора, ту систему факторов, которые он использует. Приведем фрагмент из книги К. Леонгарда, чтобы по самому тексту показать наличие для автора систе­мы факторов, определяющих его клинический подход:

«Особым качеством обладает комбинация застревания и тревожности. Тревожность связана с понижением челове­ческого достоинства. Такие лица слабы, беспомощны. За­стревающие личности не могут этого вынести, они всячески стараются выделиться, задеть их самолюбие очень легко. Так возникает сверхкомпенсация. Эта компенсаторная реак­ция наблюдается при эмотивном темпераменте, но все же чаще она сопровождает именно тревожность. Поскольку всякий старается скрыть свои слабости, поведение таких людей характеризуется утрированностью и некоторой неус­тойчивостью. Так можно отличить сверхкомпенсацию от обычного желания произвести впечатление. Дети также могут развивать сверхкомпенсацию, напуская на себя важ­ность, чтобы скрыть трусость».

Для того чтобы овладеть клиническим методом, в котором используется категория акцентуации личности, психодиагносту недостаточно овладеть содержанием психологических катего­рий, которые с этой категорией связаны. Необходимо, кроме того, близкое семантическое использование бытового языка, описывающего качества личности. Надо сказать, что это достаточно сложно, так как все категории бытового языка носят оценочный характер, например, описанные в таблице бытовые категории, характеризующие личность, содержат потенциаль­ный показатель нормы, который позволяет вводить такие пси­хические реальности, как «понижение человеческого достоин­ства», «слабы» и т. д. Если клинический метод использовать в полной мере, то психодиагност должен выделять эти потенци­альные психологические показатели, которые в самой разной форме использует сам психодиагност или автор научных кате­горий, которыми он пользуется.

Это значит, что, используя клинический метод как метод ока­зания психологической помощи, психодиагност должен ориен­тироваться на следующие реальные взаимодействия с клиентом:

  • адекватность отражения клиентом и психологом задачи диагностики;
  • рефлексирование психологом основных факторов диаг­ностического обследования;
  • рефлексирование психологом степени соответствия его личностного семантического поля и содержания применяемых им научных категорий.

Последнее необходимо еще и как средство взаимодейст­вия с коллегами по результатам работы с помощью клини­ческих методов.

Применяя клинические методы для установления психоло­гического диагноза («Что происходит с клиентом?»), психодиагност оказывает достаточно интенсивное воздействие на пси­хическую реальность клиента, так как своими вопросами и заданиями он побуждает его к новым переживаниям по поводу получаемой информации. Психодиагност, задавая диагности­ческие вопросы при применении клинического метода, обязан учитывать все особенности поведения во время обследования, так как воздействие вопросов психолога и ответов клиента перестраивает ситуацию обследования – происходит взаимное личностное влияние психолога и клиента. Эффект этого влия­ния психодиагност должен отделить от той информации, кото­рую он будет использовать как диагностическую.

Рассмотрим особенности работы психодиагноста с зада­чей психологического прогноза («Что будет дальше?»).

Психологический прогноз – один из видов оказания пси­хологической помощи при сообщении клиенту психодиагно­стической информации.

Для того чтобы осуществить прогноз, психолог должен для себя очень четко решить вопрос о содержании педагогического оптимизма, то есть вопрос о возможности целенаправленного изменения свойств и качеств личности ребенка и взрослого человека.

Теоретическая позиция психодиагноста определяет его пе­дагогический оптимизм. Клинический опыт общения с людь­ми, постоянная рефлексия на содержание своей профессио­нальной деятельности, дает психодиагносту материал для прогностической диагностики.

Сошлемся в этом плане на некоторые результаты клинического исследования детей при семейном алкоголизме. Исследователи отмечают, что у этих детей ограниченный опыт эмоционального общения, в силу чего они импульсивны, поверхностны и не стабильны в эмо­циональных контактах с людьми. Эта особенность эмоций детей родителей-алкоголиков позволяет делать обоснован­ный прогноз о том, что использование в их воспитании мето­дов порицания, наказания, игнорирования их и других прие­мов, которые фиксируют внимание ребенка на его отрицательных качествах, является неэффективным. Это происходит потому, что эмоциональная поверхностность детей сглажива­ет отрицательные переживания и способствует их быстрому вытеснению из сознания.

В этом смысле факторами риска в дошкольном воз­расте можно считать следующие особенности поведения ре­бенка, которые могут быть использованы в прогностической психодиагностике:

  • выраженная психомоторная расторможенность; трудно­сти выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
  • склонность ребенка к косметической лжи – приукрашива­нию ситуации, в которой он находится, а также склонность к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, иногда о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок имитиру­ет отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;
  • инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
  • импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу;
  • реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлоб­ленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции ответного протеста.

В то же время положительные эмоции оказываются более стойкими и эффективнее регулируют их поведение. Возможность пережить положительную эмоцию толкает этих детей на выполнение трудоемких и даже недостаточно привлекательных видов деятельности. Это объясняет и многие отклонения в их поведении, возникающие в начале обучения в школе.

В младшем школьном возрасте факторами риска, которые должны учитываться в прогностической психодиагностике, являются следующие особенности поведения, которые психо­диагност может получить с помощью клинических методов:

  • сочетание низкой познавательной активности и лично­стной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника;
  • неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая со­четается с эйфорическим фоном настроения;
  • повышенная сенсорная жажда в виде стремления к ост­рым ощущениям и бездумным впечатлениям;
  • акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуаци­ям, включающим агрессию, жестокость;
  • наличие немотивированных колебаний настроения, кон­фликтность, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аф­фективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершением церебрастеническими явлениями;
  • отрицательное отношение к занятиям, эпизодические про­гулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа;
  • реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних занятий «назло» взрослым; гиперком-пенсаторные реакции со стремлением обратить на себя вни­мание отрицательными формами поведения- грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;
  • выявление к концу обучения в начальных классах массо­вой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разде­лов программы за счет слабых интеллектуальных предпосы­лок и отсутствия интереса к учебе;
  • нарастающее тяготение к асоциальным формам поведе­ния под влиянием более старших детей и взрослых;
  • дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнад­зорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.

Эффективность прогностической диагностики значитель­но возрастает, если психодиагност владеет факторами риска, характеризующими психическое развитие ребенка в каждом возрасте.

Для подросткового возраста факторами риска, оказываю­щими влияние на психическое развитие ребенка, которые надо учитывать в прогностической диагностике, являются следующие:

  • отсутствие редукции черт психической незрелости, то есть сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых уста­новок, слабости функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
  • некорригируемость поведения, которая обусловлена со­четанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью, импрессивностью. В случаях акселерации полового созрева­ния выраженная аффективная возбудимость часто предшест­вует первым признакам усиленного роста и полового мета­морфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности семятоэндокринной перестройки;
  • ранние проявления влечений при интенсификации либо при раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам; у девочек – истериооформленная окраска поведения, связанная с сексуально­стью; у мальчиков- склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
  • сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе. Педагогическая запущенность определяется как органической слабостью интеллектуальных предпосылок, так и низкой рабо­тоспособностью, обусловленной предпубертанной астенией;
  • переориентация интересов на внешкольное окружение;
  • поведение с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрос­лого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и т. д.);
  • неблагоприятные микросредовые условия (семейные, асоциальное поведение) как основа реакции имитации либо протеста;
  • неадекватные условия обучения, препятствующие усвое­нию программы.

Сочетание этих факторов в прогностической диагностике дает психологу основания для использования их в качестве краткосрочного или более длительного прогноза при сооб­щении клиенту психологической информации о ребенке.

Например, раздражительность, вспыльчивость, тре­вожность женщины может быть обусловлена месячным цик­лом. В отношении этих ее качеств прогноз будет совсем иным, нежели в отношении таких же качеств мужчины, которые мо­гут быть обусловлены его общим невротическим состоянием.

Прогностический диагноз по психологической информа­ции («Что будет дальше?») в каждом конкретном случае будет основан на том теоретическом материале, на той концепции психической реальности, которой пользуется психолог. Длительный прогноз определяет представление психолога об устойчивых характеристиках личности, а кратковременный прогноз основан на его представлении об изменчивых харак­теристиках личности.

Интересно
К числу самых устойчивых характеристик личности взрос­лого человека мы склонны относить уровень овладения нрав­ственными категориями, которые организуют, структуриру­ют всю психическую реальность в силу своей универсально­сти, всеобизности. А многие переменные характеристики внутреннего мира человека разнообразны, ситуативно обу­словлены и не влияют существенно на длительный прогноз, к числу их можно отнести такие, как уровень конкретных зна­ний и умений, навыки самоорганизации, эмоциональный тонус и т. п.

Один из возможных вариантов психологического прогно­за при оказании помощи через сообщение психодиагностиче­ских данных связан с привлечением клиента к этому прогно­зированию через информирование его об известных психоло­гу закономерностях психической реальности.

Важна в этом смысле работа психодиагноста по ориента­ции клиента на благоприятные прогностические факторы, которые важны как в сообщении психодиагностической ин­формации о ребенке, так и о взрослом.

Так, в младшем школьном возрасте к благоприятным про­гностическим факторам можно отнести следующие:

  • способность ребенка к выработке дисциплинарных форм поведения в детском коллективе, умение тормозить свои желания;
  • наряду со свойственной возрасту эмоциональной незре­лостью появление познавательных интересов, принятие учебной деятельности как необходимой;
  • стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках и других регламентированных формах деятельности.

При соблюдении прогностической информации о взрослых психодиагносту есть смысл и необходимость ориентироваться на одну или несколько доступных ему типологий личности, позволяющих строить прогноз в отношении основных образующих психической реальности клиента. При этом клиенту обязательно сообщается вероятностный характер прогноза, а если это возможно, то и степень вероятности протезирующего качества.

В подростковом возрасте прогностически благоприятны­ми могут служить следующие факторы:

  • гармоничность психофизического созревания;
  • положительное отношение к труду или отдельным учеб­ным предметам;
  • целенаправленность во внеучебной деятельности;
  • ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и вне ее; корригируемость отдельных возрастных поведенческих реакций;
  • устойчивость к неблагоприятным средствам влияния;
  • появление реакции отрицательной имитации;
  • невротический, с внутренними конфликтными пережи­ваниями, а не психопатоподобный тип реагирования на психотравмируюшую ситуацию.

В большинстве случаев психодиагност, решая вопрос о факторах, определяющих то или иное психическое явление, использует данные других отраслей психологии: общей пси­хологии, дифференциальной психологии или нейропсихологии. Кроме того, он анализирует конкретную жизненную ситуацию клиента и выделяет содержание факторов применительно к своим исходным теоретическим посылкам.

Для взрослого человека, по нашему мнению, такими благоприятными прогностическими факторами можно считать следующие:

  • умение вставать на точку зрения другого человека;
  • способность принимать альтернативные точки зрения, от­личные от собственной;
  • способность безоценочного отношения к действиям дру­гого человека;
  • готовность к изменению типа реагирования;
  • личностная рефлексия;
  • положительное отношение к себе;
  • сознательное принятие нравственных категорий как ме­ханизмов регуляции отношений между людьми.

Таким образом, прогностическая психодиагностика через сообщение психологом информации клиенту ведет к актуализации благоприятных факторов во внутреннем мире челове­ка. Использование их как возможностей становится одной из задач, которую может поставить перед собой уже сам клиент в процессе общения с психодиагностом. По своей инициативе психодиагност эту задачу клиенту не предлагает.

Кроме задач классификации событий и их прогноза пси­ходиагност решает еще аналитические задачи на исследова­ние факторов, вызывающих то или иное явление («Чем это вызвано?»). Остановимся на специфике этих задач.

Из общей психологии психодиагност использует знание о происхождении и строении психических функций, качеств личности, из дифференциальной психологии – представле­ние об индивидуальных вариантах развития человека, а нейропсихология дает данные о системном строении психических функции и их локализации, что позволяет использо­вать данные психодиагностики в медицинской практике.

Психодиагност получает ответы о факторах, определяющих психические явления, лежащие в нескольких сферах, определяющих жизнь человека:

  • в области отношений с другими людьми;
  • в области отношения человека к самому себе;
  • в области физиологии высшей нервной деятельности человека.

Результаты аналитической диагностики сообщаются кли­енту в соответствии с задачей обследования и обязательно учитывают возможности клиента в использовании этих ре­зультатов самостоятельно или с помощью других специали­стов. Прежде чем принимать решение о содержании психоло­гической информации для клиента, психодиагност может уточнить ее с помощью других специалистов – невропатоло­га, нейропсихолога, психоневролога или психиатра. В случае совместной работы значительно повышается достоверность выделенных факторов.

Совместная работа психодиагноста со специалистами дру­гих профилей требует тщательного соблюдения им норм моральной ответственности за содержание психологической информации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)