Особенности и формы социального партнерства в образовании

Анализ теоретической литературы свидетельствует, что с начала 90-х гг. российская система образования претерпела преобразования, касающиеся всех ее основных составляющих: содержания форм и методов оценки результатов, создания новых видов, в том числе негосударственных, автономных образовательных организаций; децентрализацию управления; сокращения бюджетного финансирования, потребовавшее активизацию поиска значимых направлений повышения эффективности затрат на образование.

Обозначенные изменения произошли под воздействием внутренних и внешних факторов. В. А. Михеев к таким относит: внешние факторы – трансформация политической, экономической и социальной сферы общества, внесшие перемены в состояние рынка труда, в требования к личности выпускников всех видов образовательных организаций; внутренние факторы – стремление органов управления образованием, учреждениями образования осуществить реформирование системы, приспособить ее к радикально изменившейся ситуации и модернизации.

Автор отмечает, что организация социального партнерства в образовательной сфере характеризуется комплексной совокупностью взаимоотношений образовательных организаций, объединений работодателей, профсоюзов и властных структур на основе договоров, соглашений, контрактов в целях дальнейшего развития системы образования, повышения кадрового потенциала, формирования социально активной образованной личности.

Изучением особенностей проявления социального партнерства в образовании занимались такие исследователи, как В. О. Букетов, Е. К. Кашеленко, А. В. Корсунов, Н. П. Литвинова, В. А. Михеев и др.

В исследованиях О. Д. Никольской социальное партнерство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями населенного пункта на согласование и реализацию интересов участников этого процесса.

По мнению экономиста Б. М. Генкина, «социальное партнерство – это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия».

О. В. Шнейдер отмечает, что социальное партнерство подразумевает под собой конструктивное взаимодействие всех общественных секторов по развитию системы образования в стране, создание оптимальных условий для различных видов образования, включая самообразование. Это и неформальные клубы по интересам, и курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, и общественные организации, нацеленные на воспитание и развитие детей, молодежи (театральные студии, спортивные, туристические клубы, военно-патриотические) и другие.

Интересно
Т. Н. Касимова рассматривает термин социально-педагогическое партнерство в системе «семья – образовательное учреждение» как вид социального партнерства, которое представляет собой форму взаимодействия, объединенного общими целевыми установками педагогического характера, направленные на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания, социализации личности подрастающего поколения.

Таким образом, исходя из анализа определений, следует отметить, что основой понятия «социальное партнерство» является конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Данная основа прослеживается в определениях понятия «Социальное партнерство в сфере образования».

Во всех рассмотренных определениях общей идеей является то, что социальное партнерство – это договорный процесс. Идеально выстроенное социальное партнерство предполагает постоянный непрерывный социальный диалог между его участниками. Такой режим постоянной готовности к переговорам позволяет решать любые проблемы, возникающие в процесс ее совместной деятельности партнеров сразу, укрепляя их социальное взаимодействие.

В роли социальных партнеров образовательной организации могут выступать: родители, промышленные предприятия, бюджетные организации, иные образовательные организации, малый и средний бизнес, общественные организации, и другие.

Рассмотрим семью воспитанников ОО как одного из центральных социальных партнеров учреждения. Многочисленные исследования в области педагогики и психологии характеризуют семью как первичную социальную ячейку и важный общественно-педагогический институт, который оказывает всестороннее воздействие на формирование полноценной личности ребенка. В связи с современным развитием общества появляется необходимость широкого вовлечения в деятельность образовательной организации родителей (законных представителей), общественных организаций, учета предъявляемых им требований при осуществлении образовательного процесса. Родители воспитанников наделены статусом участников образовательных отношений.

Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами современных родителей на воспитательно-образовательные услуги организации.

Законодательную основу социального партнерства в сфере образования определяет Гражданский Кодекс Российской Федерации, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской федерации». На муниципальном уровне правовую базу организации социального партнерства определяют федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской федерации, принятые в развитие указанных Федеральных законов.

В ФГОС дошкольного образования важность социального партнерства раскрывается через утверждение основных принципов содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия со взрослыми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС ДО решает задачи в формировании общей культуры; взаимодействия педагогических и общественных объединений. В контексте Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПООП ДО), построенной на основе ФГОС ДО, партнерство означает, что отношения обеих сторон строится на основе совместной ответственности за воспитание детей.

Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и организация равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения.

Следовательно, социальное партнерство в образовании – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и/или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решает путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и других) и организационных мер для достижения желаемого результата.

Уточним, что социальное партнерство действует на всех уровнях хозяйственно-экономической деятельности – от организации (а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации) до государственного уровня. Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышения роли местных и локальных актов является результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход от директивного регулирования к договорному, к поиску взаимовыгодных условий совместной работы – к социальному партнерству в сфере образования. Данные положения закрепляют действия результата социального партнерства – создание благоприятных условий для творческой реализации деятельности образовательных организаций на основе взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе образования.

Таким образом, целью создания социального партнерства является воспитание активной гражданской
и жизненной позиции, создание условий для социализации личности подрастающего поколения.

Социальное партнерство в образовательных организациях осуществляется в целях:

  • обеспечения единого подхода к реализации государственной политики и стратегии развития деятельности учреждения;
  • организации мониторинга деятельности организации по комплексу вопросов безопасной жизнедеятельности (пожарная безопасность, замечания Роспотребнадзора, выполнение требований и положений Федерального государственного образовательного стандарта и др.);
  • обеспечения скоординированной деятельности образовательной организации по реализации Всероссийских, региональных и городских комплексных программ;
  • взаимодействия в разработке и реализации педагогических инноваций;
  • повышения квалификации и профессионализма педагогов образовательной организации;
  • формирования эффективных решений, направленных на повышение экономической самостоятельности образовательного учреждения, привлечение инвестиций, спонсорских средств;
  • организации медицинского, психологического, информационно-аналитического инженерно- технического и программно-методического обеспечения целостного образовательного процесса.

Задачи социального партнерства в сфере образования разнообразны, обозначим некоторые из них:

  • привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы;
  • направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления;
  • систематизировать и передавать социально-жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и партнеров;
  • эффективно координировать совместную деятельность и социальные действия с пониманием и осмыслением степени ответственности каждого партнера;
  • оказывать необходимую помощь нуждающимся членам сообщества в структуре социального партнерства.

Основные принципы взаимовыгодного социального сотрудничества можно сформулировать следующим образом:

  • во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров;
  • во-вторых, социальное партнерство должно быть оформлено в письменном виде, официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывая к ответственности;
  • в-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки;
  • в-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), которые эффективнее решать путем объединения ресурсов в структуре совместной деятельности;
  • в-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

В этой связи, основные принципы социального партнерства в образовании следующие:

  • уважение и учет интересов участников соглашения;
  • заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях;
  • соблюдение партнерами норм законодательства Российской Федерации, других законодательных и нормативных актов;
  • наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей;
  • равноправия и доверия сторон; невмешательство во внутренние дела друг друга;
  • добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;
  • регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
  • обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
  • систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;
  • ответственность сторон за невыполнение по их вине принятых обязательств в отношении договоров.

Эффективность действия социального партнерства обеспечивают конкретные факторы, которые значимы и актуальны в системе деятельности образовательной организации: координация деятельности всех субъектов образовательного процесса; кооперирования со всеми заинтересованными структурами для решения актуальных проблем образования и удовлетворения образовательных запросов населения, законных представителей конкретной образовательной организации; взаимодействия с общественными организациями; экономической целесообразности, учета особенностей рынка труда, перспектив его развития; учета исторически сложившихся культурных связей и традиции населения, города, региона.

Обозначим оптимальные условия, необходимые для реализации успешного социального партнерства в сфере образования:

  • развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений;
  • эффективная система контроля, в том числе в области финансирования;
  • широкое информационное обеспечение деятельности;
  • функционирование механизмов саморазвития партнерских организаций;
  • сформированная стратегия деятельности организации, предполагающая именно партнерские взаимоотношения на основе взаимовыгодности интересов всех субъектов.

Уточним, что в сфере образования к субъектам социального партнерства относят:

  • образовательные учреждения различного вида;
  • органы управления образованием;
  • общественные, коммерческие, государственные организации;
  • обучающихся;
  • родителей.

Мы полагаем, что родители одни из самых важных социальных партнеров образовательной организации. Партнерские отношения между организацией и семьей обогащают сферу действия в образовательной среде субъектных отношений вокруг личности ребенка. Партнерские отношения позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влиять на тип воспитания в семье, координировать просвещение родителей содержанием образования детей, включить в содержание образования совместную деятельность воспитанников и взрослых, привлечь знания и опыт взрослых в образование подрастающего поколения.

Опыт деятельности дошкольных организаций нашего региона свидетельствует, что современная родительская общественность готова сотрудничать и взаимодействовать с образовательными организациями, так как заинтересована созданием активной предметной и развивающей среды в жизнедеятельности детей конкретной организации.

Вместе с тем, образовательные учреждения, включенные в систему социального партнерства, своевременно реагирует на изменение требований общества, обеспечивая тем самым необходимым уровень социализации личности подрастающего поколения.

Выделим составляющие компоненты стратегии социального партнерства в образовании:

  • партнерское мышление – умение видеть лучшее в деятельности человека, партнера, уважительное отношение к чужому мнению, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения;
  • взаимное дополнение – в партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результата каждый должен делать то, что он делает лучше других;
  • долевое участие в рамках социального партнерства предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства;
  • разнообразие форм объединения субъектов социального партнерства.

Следует уточнить, что формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях – достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояние экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органу власти, воли и желания и возможности руководителей образовательных организаций). Результативность и эффективность работы учреждения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в решении обозначенных проблем социального партнерства и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

Таким образом, социальное партнерство в образовании – это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленное на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса.

Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целях социокультурного развития общества.

Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его в нескольких уровнях:

  • на основе охвата субъектов (по масштабности): партнерство внутри отдельного коллектива образовательного учреждения; партнерство внутри системы образования, прежде всего с системами общегосударственного управления; партнерство с другими социальными институтами – от органов исполнительной, законодательной и муниципальной власти и до представителей малого и среднего бизнеса.
  • на основе развития и формирования партнерских отношений: начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с целью обмена информацией, при этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конкуренции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации; средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями; высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимодействием всех сторон в достижении общей цели.

Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну структуру, в которую входят содержание и стиль взаимодействия партнеров. В этой связи содержание определяет, по поводу чего разворачивается социальное взаимодействие, полнота содержания социально-педагогического партнерства определяется целью и задачами образовательного учреждения (системы), тактикой и стратегией его развития. Стиль взаимодействия указывает на то, как взаимодействуют социальные партнеры.

Алгоритм организации социального партнерства включает следующие этапы:

  • первый этап – выстраивание социального партнерства – это поиск «точек» соприкосновения и опорных позиций, которыми выступают положительные стороны партнера или заинтересованность в его возможностях другой стороной;
  • на втором этапе осуществляется накопление согласий, что позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности. Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность;
  • третий этап – взаимная адаптация в рамках социального партнерства основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны;
  • четвертый этап – коррекция интересов и совместная выработка нормативов взаимодействия, предпочтительно закрепление этого этапа – договорными отношениями, соглашениями;
  • пятый этап – переход к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности. На этом этапе развития социального партнерства снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты в совместной деятельности.

Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимная поддержка, характерные для этого этапа обеспечивают сохранение положительного эмоционального психологического настроя сторон. При этом конфликты, возникающие в процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются с учетом согласования позиций обеих сторон. Высшая ступень социального партнерства – взаимное содействие или сотрудничество. Особенностью отношения этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность, это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие, совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии.

Обозначим основные подходы к развитию социального партнерства в сфере образования:

  • партнерство – как система определенных взаимоотношений между семьей и образовательным учреждением – партнерство образовательной организации с семьей;
  • партнерство – как уровень отношений между образовательным учреждением и внешними социальными структурами; партнерство в тредюнионистском смысле – как определенные нормативно – правовые и экономические отношения между работодателями, профсоюзами и работниками.

Практика свидетельствует, что результативные формы организации социального партнерства в сфере образования включают создание коллегиальных органов ОО: Попечительского совета; Совета партнеров образовательного учреждения; Ресурсного центра социального партнерства; Территориального межведомственного координационного совета.

Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным социальным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.

Следовательно, по сути, партнерство – это взаимодействие участников образовательного процесса, с одной стороны, с другой стороны, социальное партнерство – это отношения между коллективными субъектами, заинтересованными на определенном этапе взаимодействия. Оценки опыта взаимодействия сегодня показывают, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления, независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы государственных и негосударственных организаций для развития образовательной сферы конкретной образовательной организации, а также помогает систематизировать и передавать образовательный опыт, как конкретной образовательной организации, так и ее социальных партнеров для формирования у членов образовательного сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг.

Вместе с тем социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с конкретным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно необходимую помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в социальном партнерстве.

Возможности развития образования с помощью партнерства формируется на механизмах: открытости и сотрудничества; общении и обмене идеями; разработанности содержания образования и общих подходов к развитию сообщества в структуре партнерства.

Мы полагаем, что любое взаимодействие должно осуществляться в определенной системе, которая должна включать в себя следующие компоненты:

  • субъекты социального партнерства;
  • цель социального партнерства, которая может рассматриваться как формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки субъектов, приводящая к повышению их воспитательного потенциала;
  • задачи, которые решаются партнерами;
  • принципы социального партнерства, которые рассматриваются как условия существования и реализации партнерских отношений;
  • деятельностное содержание социального партнерства;
  • соуправление деятельностью организации;
  • обмен и кооперация ресурсов в сфере образования (интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материально-технических);
  • предоставление услуг партнеру – консультативных, информационных, технических;
  • разработка и осуществление совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  • взаимообучение в сфере воспитательно-образовательной деятельности;
  • общественно – государственная экспертиза воспитательно-образовательного процесса;
  • организационные формы социального партнерства (советы, комиссии, временные творческие коллективы, проектные группы, клубы и т. д.);
  • механизм социального партнерства – совокупность методов и технологий, в частности, технологии переговорного процесса, социального проектирования, метод гуманитарной экспертизы и рефлексивного управления, обеспечивающие развитие партнерских отношений.

Вместе с тем социальное партнерство может быть эффективным или неэффективным.

Причинами неэффективного партнерства могут быть: непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров; недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнерства в образовании; отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров; неэффективное взаимодействие коллектива образовательного учреждения с родителями воспитанников, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом.

Вместе с тем особенности развития партнерских отношений в системе образования в значительной мере обусловлены прогрессирующей дифференциацией образовательных организаций, которая характеризуются развитием разнообразия образовательных учреждений, их статусом и предоставления образовательных услуг. Так, в среднем образовании увеличивается количество гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов, некоторые образовательные организации среднего профессионального образования по уровню подготовки приближаются к первым курсам вузов, а отдельные учреждения обеспечивают подготовку на уровне колледжей.

Дифференциация образовательных организаций неоднозначно воздействует на процесс организации социального партнерства. С одной стороны, она способствует более полному удовлетворению запросов на образование, развитию его содержания , повышению его качества; с другой – приводит к концентрации бюджетных и внебюджетных ресурсов.

Таким образом, реализация социального партнерства образований выступает значимой и актуальной задачей, решение которой обеспечивает обогащение деятельности ОО, способствует активным процессам соуправления, кооперации ресурсов, созданию новых организационных коллегиальных форм, действие которых поддерживает устойчивое развитие учреждения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)